Готовимся к экзаменационному сочинению по литературе Автор: учитель русского языка и литературы МБОУСОШ станицы Луковской имени С.Г.Астанина Моздокского р-на РСО- Алания Горичная Наталья Фёдоровна
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. Произведения: стихотворения; «Песня про купца Калашникова; «Мцыри»; «Герой нашего времени»; «Демон»; «Маскарад».
2. Вопросы, заданные человечеству войной. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Произведения: М.Шолохов «Судьба человека»; «Тихий Дон»; И.Бунин «Холодная осень»; К.Воробьёв «Это мы, господи!». Б.Васильев «А зори здесь тихие»; «В списках не значится»; В.Быков «Сотников»; «Альпийская баллада»; В.Маканин «Кавказский пленный»; С.Алексиевич «Цинковые мальчики»; И.Шарапов «Чечня. История одного предательства»; В.Дёгтев «Последний парад» и другие произведения о войне.
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и другими аспектами взаимодействия человека и природы. Произведения: стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Бунина, Есенина; Л.Андреев «Кусака»; «Юшка»;Ч.Айтматов «Плаха»;Э.Хеменгуэй «Старик и море»; Сент-Экзюпери «Маленький принц»; В.Распутин «В ту же землю»; М.Булгаков «Собачье сердце».
4. Спор поколений: вместе и врозь. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы). Произведения: А.Островский «Гроза», «Бесприданница»; И.Тургенев «Отцы и дети»; Л.Толстой «Война и мир»; В.Распутин «В ту же землю»; «Дочь Ивана, мать Ивана»;В.Крупин «Молитва матери»; И.Курамшина «Сыновний долг». и др. произведения.
5. Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико- нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы). Произведения: А.Пушкин «Евгений Онегин»; М.Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.Гоголь «Мёртвые души»; Ф.Достоевский «Преступление и наказание»; Л.Толстой «Война и мир»; Ч.Айтматов «Плаха»; Сент-Экзюпери «Маленький принц»; О Генри «Дары волхвов»; «Последний лист»; В.Распутин «В ту же землю»; М.Булгаков «Мастер и Маргарита»; А.Чехов «Ионыч»; рассказы И.Бунина и А.Куприна; Б.Пастернак «Доктор Живаго»; В.Шаламов «Последний бой майора Пугачёва» и др. произведения.
Структура сочинения: Вступление Главная часть (самая большая по объёму) Заключение Вступление и заключение должны быть близки по объёму и органично связаны с основным содержанием сочинения.
О чём писать во вступлении: 1. Общие сведения об авторе, его месте и значении в русской и мировой литературе. ( 1) 2. Анализ центрального понятия темы. ( 2 - 5) 3. Поставить проблемный вопрос по теме и входе сочинения искать ответ на него. ( 1 - 5) 4. Создание определённого эмоционального настроя, увязывающего тему сочинения с вашими личными впечатлениями. Какое влияние оказал писатель, его личность и творчество, что заставило полюбить данное произведение, задуматься над его проблематикой, что нового открыл для вас его автор. ( 1 - 5) 5. Использовать цитату, связанную с ключевым понятием темы. ( 1 - 5)
Главная часть раскрывает тему сочинения; в ней ученик выдвигает тезис (ы) и ходом всей работы доказывает его или отвечает на вопрос, содержащийся в теме; здесь нужно показать знание текстов произведений с помощью цитирования или пересказа; продемонстрировать умение анализировать и комментировать прочитанное; необходимо использовать литературоведческие термины; высказать своё мнение по проблеме, содержащейся в теме; аргументируя своё мнение, обращаться к фактам истории и культуры;
О чём писать в заключении: В этой части следует подвести итог всей работе; логично завершить размышления над темой сочинения, сделав выводы. Это можно сделать несколькими способами: 1. Связать с современностью. 2. Поставить риторический вопрос. 3. Призвать к чему-либо. 4. Использовать цитату, которая наиболее полно выразит ваши мысли и чувства, вызванные размышлениями над темой сочинения.
Общие рекомендации: Объём сочинения: 200 – 400 слов; Между частями сочинения и внутри них не должно быть нарушений последовательности изложения мыслей и необоснованных повторов; Следует стараться не допускать фактических и речевых ошибок; Приветствуется, если сочинение отличается самостоятельностью суждений, творческим, нестандартным подходом, оригинальностью изложения мыслей.