Серебряный век русской литературы (реализм и модернизм) О символизме
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - исторически непродолжительный период на рубеже исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства
История названия «Серебряный век» Чётко закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933) Чётко закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933) Вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века» (1962 год) вошло в культурный обиход окончательно. Вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века» (1962 год) вошло в культурный обиход окончательно. * МЯТЕЖНЫЙ * БОГОИЩУЩИЙ * БРЕДИВШИЙ КРАСОТОЙ
(от франц. moderne – новейший, современный) – художественно- эстетическая система в начале 20 века (от франц. moderne – новейший, современный) – художественно- эстетическая система в начале 20 века Состоит из самостоятельных Состоит из самостоятельных художественных направлений. Характеризуется ощущением Характеризуется ощущением дисгармонии мира. дисгармонии мира. Разрыв с традициями реализма. Разрыв с традициями реализма. Бунтарское мировосприятие. Бунтарское мировосприятие. Модернизм Модернизм
(от латинского dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX – начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. (от латинского dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX – начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Декадентство Декадентство Художник замкнут в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.
Реализм Реализм Символизм Символизм Акмеизм Акмеизм Футуризм, кубофутуризм Футуризм, кубофутуризм Эгофутуризм Эгофутуризм «Новокрестьянская» поэзия «Новокрестьянская» поэзия Имажинизм Имажинизм Сатирическая литература Сатирическая литература Основные литературные направления Серебряного века
- (от латинского realis – вещественный, действительный) – объективное отображение действительности; правда жизни, воплощённая специфическими средствами различных видов искусства - (от латинского realis – вещественный, действительный) – объективное отображение действительности; правда жизни, воплощённая специфическими средствами различных видов искусства Реализм Реализм
Представители реализма:
- направление в европейском и русском искусстве х годов, сосредоточенно преимущественно на художественном выражении посредством символа - направление в европейском и русском искусстве х годов, сосредоточенно преимущественно на художественном выражении посредством символа Символизм как направление
Понятия АЛЛЕГОРИЯ АЛЛЕГОРИЯ МЕТАФОРА МЕТАФОРА СИМВОЛ СИМВОЛ
Что это такое? 1. Нервы расходились 2. Вся Россия наш сад 3. Чаша жизни 4. А он, мятежный просит бури! 5. Свинья под дубом вековым наелась… 6. Как больной с кровати спрыгнул нерв 7. Ай, Моська, знать она сильна, коль лает… 8. Не так ли и ты, Русь, что бойкая тройка, несешься? несешься?
Что это такое? 1. Нервы расходились - метафора 2. Вся Россия наш сад - символ 3. Чаша жизни - метафора 4. А он, мятежный просит бури! - символ 5. Свинья под дубом вековым… - аллегория 6. Как больной …спрыгнул нерв- метафора 7. Ай, Моська, знать сильна… - аллегория 8. Не так ли и ты, Русь, что бойкая тройка, несешься? - символ несешься? - символ
СИМВОЛ веер значений, веер значений, МНОГОЗНАЧНОСТЬ, МНОГОЗНАЧНОСТЬ, СКРЕЩЕНИЕ СМЫСЛОВ СКРЕЩЕНИЕ СМЫСЛОВ мир не сам по себе, а пропущенный сквозь лирическое переживание переживание
СИМВОЛ СМЫСЛОВАЯ ПОЛИФОНИЯ СМЫСЛОВАЯ ПОЛИФОНИЯ ИНОСКАЗАТЕЛЬНОСТЬ ИНОСКАЗАТЕЛЬНОСТЬ «Это обобщение, зовущее за пределы этой вещи и намечающее огромный ряд ее разнородных перевоплощений… создающее бесконечную смысловую перспективу» Философ А.Ф.Лосев «Это обобщение, зовущее за пределы этой вещи и намечающее огромный ряд ее разнородных перевоплощений… создающее бесконечную смысловую перспективу» Философ А.Ф.Лосев
Что это такое? Люблю я пышное природы увяданье (Пушкин) Люблю я пышное природы увяданье (Пушкин) Но красоты их безобразной я снова таинство постиг (Лермонтов) Но красоты их безобразной я снова таинство постиг (Лермонтов) И убогая роскошь наряда все не в пользу ее говорит (Некрасов) И убогая роскошь наряда все не в пользу ее говорит (Некрасов)
ОКСЮМОРОН СОЕДИНЕНИЕ, СОПРЯЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЕ, СОПРЯЖЕНИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ГРОТЕСКНОЕ ГРОТЕСКНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ДРАМАТИЧЕСКОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ СМЕШЕНИЕ АССИМЕТРИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ АССИМЕТРИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ
Назови оксюморон Ахматова: «Смотри, ей весело грустить, Такой нарядно обнаженной» Такой нарядно обнаженной» Маяковский: «Мама, твой сын прекрасно болен» Блок: «Мы любим все – и жар холодных чисел» Есенин: « С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив» радостью, что я остался жив» Гиппиус: «Люблю я смелость нежеланья» «Лью я воду на ненужный, на «Лью я воду на ненужный, на мой без огненный костер» мой без огненный костер»
Назови оксюморон 1. «Смотри, ей весело грустить Такой нарядно обнаженной» Такой нарядно обнаженной» 2. «Мама, твой сын прекрасно болен» 3. «Мы любим все – и жар холодных чисел» 4.« С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив» 5.«Люблю я смелость нежеланья» 6. «Лью я воду на ненужный, на мой без огненный костер» мой без огненный костер»
Домашнее задание Прочитать статью «Основные черты символизма» стр. 142 – 148 Прочитать статью «Основные черты символизма» стр. 142 – 148 Как связаны с течением символизма Как связаны с течением символизма Вл. Соловьев и Ницше? Вл. Соловьев и Ницше? Что такое двоемирие? Что такое двоемирие? Что культивировали символисты? Что культивировали символисты? В чем значение символизма? В чем значение символизма?