Формирование школьной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Выполнила: Дмитриченко Елена Сергеевна
Цель исследования: формирование школьной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР
Объект исследования: школьная мотивация детей младшего школьного возраста с ЗПР. Предмет исследования: процесс формирования школьной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: формирование школьной мотивации детей с ЗПР будет более успешным при проведении специально организованной коррекционной работы.
Анализ литературы по проблеме исследования. Выявить уровни сформированности школьной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР Разработать и апробировать коррекционно-разви- вающую программу для развития положительной школьной мотивации младших школьников с ЗПР Выявить эффективность проведенной коррекционной работы. Провести сравнительный анализ полученных результатов.
Методы исследования: Теоретический анализ психолого- педагогических исследований по проблеме исследования. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы). Количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Биографический метод.
Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами и учителями при разработке профилактических и коррекционных программ для работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: исследование проводилось в МОУ СОШ 1 пос. Солнечный. В эксперименте участвовали дети младшего школьного возраста с ЗПР (15 человек).
Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (разработана Н.Г. Лускановой) I Высокий уровень школьной мотивации – 0 % II Уровень - хорошая школьная мотивация - 13,2% III Уровень - положительное отношение к школе - 26,7% IV Уровень - низкая школьная мотивация - 46,7% V Уровень - негативное отношение к школе - 13,4% Диаграмма 1.
Определение ведущей тенденции в обучении учащихся младших классов с ЗПР Ведущие тенденции учения школьников младших классов с ЗПР Направленность на приобретение знаний Направленность на отметку % Направленность на приобретение знаний – 40% Направленность на отметку – 86,7% Диаграмма 2
Определение мотивов учения учащихся младших классов с ЗПР с помощью методики Г.Н.Казанцевой Ведущие мотивы учащихся коррекционных классов: Это мой долг - 66,7% Хочу быть грамотным – 46,7% Чтобы похвалил учитель – 53,3% Все учатся, и я – тоже – 60% Нравится получать хорошие оценки – 46,7% Хочу быть умным и эрудированным – 20% Родители заставляют – 53.3% Классный руководитель заставляет - 40%
У младших школьников с ЗПР недостаточно сформирована или искажена школьная мотивация. Создание коррекционно-развивающей программы по формированию школьной мотивации у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Основные принципы психологической коррекции: 1.Единство коррекции и развития. 2.Единство возрастного и индивидуального в развитии. 3.Единство диагностики и коррекции развития. 4.Деятельностный принцип осуществления коррекции. 5.Подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. 6.Принцип управления психическим процессом. 7.Изменение отношения ребенка к себе.
Цель коррекционной программы - формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся начальной школы с задержкой психического развития, возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Программа рассчитана на 17 занятий по 30 минут каждое, при частоте встреч один раз в неделю. Форма работы – индивидуальная и групповая
Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов (разработана Н.Г. Лускановой) I Высокий уровень школьной мотивации – 0 % II Уровень - хорошая школьная мотивация – 46,7% III Уровень - положительное отношение к школе - 40% IV Уровень - низкая школьная мотивация – 13,3% V Уровень - негативное отношение к школе - 0% Диаграмма 3.
Определение ведущей тенденции в обучении учащихся младших классов с ЗПР Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает только у 33,3% младших школьников с ЗПР, а познавательный интерес у 73,3%. Диаграмма 4.
Определение мотивов учения учащихся младших классов с ЗПР с помощью методики Г.Н.Казанцевой Ведущие мотивы учащихся коррекционных классов: Это мой долг – 73,3%. Хочу быть грамотным – 60%. Чтобы похвалил учитель – 33,3%. Хочу учиться – 46,7%. Нравится получать хорошие оценки – 60%. Хочу быть умным и эрудированным – 40%. Хочу получить полные и глубокие знания – 53,3%.
Использование предложенной программы способствует формированию положительной школьной мотивации.