Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Цель работы: осмыслить возможности использования технологии исследовательской деятельности с целью повышения эффективности обучения и развития мыслительных навыков обучающихся; обеспечения положительной динамики в изучении предмета; создания условий для формирования творческих способностей, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Теоретическая база опыта Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу, предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы; изучение теории, связанной с выбранной темой; выдвижение гипотезы исследования; подбор методик и практическое овладение ими; сбор собственного материала; его анализ и обобщение; собственные выводы.
Ведущим принципом исследовательской деятельности является принцип самодеятельности, поскольку именно самостоятельная деятельность при исследовании является высшим показателем становления мировоззренческой позиции учащихся.
Методы, приёмы исследовательского подхода в обучении. Приём сопоставления Приём доказательства Приём обобщения Приём выдвижения гипотез Приём создания проблемной ситуации Приём переноса знаний в новую ситуацию Приём планирования Приём составления алгоритма Педагогические ситуации Отсроченная отгадка Учебная цепочка Совместный проект Микрофон Лингвистический эксперимент Слово-магнит
Использование технологии исследовательской деятельности во внеурочной воспитательной работе. 1. Организация литературного клуба «Читаем, думаем, спорим…». 2. Участие в конкурсах проектных и исследовательских работ школьного, муниципального и выше уровней. 3. Участие во внеклассных творческих мероприятиях по предмету. 4. Участие в олимпиадах разного уровня по русскому языку и литературе.
Система контроля исследовательских умений и навыков 1. Актуальность предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы. 2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность к опубликованию. 3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений. 4. Аргументированность решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.
Результативность педагогического опыта. критерии Тема урока 1: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление» Тема урока 2: «Употребление предлогов. Нейтральные и стилистически окрашенные предлоги» Тема урока 3: «Свободный диктант. Употребление предлогов в разных стилях речи» Общий балл Мотивировка учащихся Широкий спектр исследовательских, поисковых, проблемных, развивающих заданий Используются самостоятельные работы для инициации творчества Использование проблемного диалога Индивидуальный подход к учащимся Создание ситуации успеха Уровень активности учащихся Учебное сотрудничество учителя с учениками 77721
Заключение. В результаты освоения умений и навыков исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности к окончанию основной школы у обучающихся происходит: - усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется кругозор учащихся в предметных областях; - овладение универсальными способами учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; - формирование разнообразных умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи, культурой оппонирования и ведения дискуссий, публичных выступлений; - формирование социального опыта учащихся в труде и общении, повышении социального статуса; - возможность профессионального самоопределения, опираясь на тот социальный опыт, что приобретен во время исследовательской работы в школе.