Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 им. А.П. Гайдара» п. Архара Воспитательная программа «Путь к успеху» при тьюторском сопровождении Автор: Роева Л.Н., Классный руководитель 7 класса I квалификационной категории
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Нельзя организовать процесс воспитания, не принимая во внимание изменений в окружающем мире: экономическое и политическое реформирование, господство лжи ценностей, изменение социокультурной жизни подрастающего поколения, деятельность средств массовой информации, детских и молодёжных организаций и т.п. Педагогический коллектив нацелен на поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка. Воспитательная работа в школе направлена на развитие интеллектуального, нравственного, культурного, эстетического развития личности ребёнка. Воспитательная система – это способ организации жизнедеятельности и воспитания учащихся, представляющий собой целую и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива в целом. Выявление основных компонентов осуществлялось нами посредством изучения научно-методической литературы, ознакомления с практикой использования системного подхода в воспитательной деятельности. С помощью перечисленных методов удалось выделить компоненты воспитательной системы: индивидуально – групповой ценностно-ориентационный функционально-деятельностный пространственно-временной диагностика-аналитический
Развивающееся общество нуждается в: современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью
Характеристика обучающихся 7 класса 10 15
Условия жизни семей 14% 20% 56%
Результаты диагностик
Социальный заказ Должны быть созданы условия для: развития творческих способностей, коммуникативных навыков, для самовыражения, самореализации, саморазвития личности; воспитания и формирования высоконравственной личности, способной на самоопределение; тёплого психологического климата, основанного на сотрудничестве и взаимоуважении, развитии и поддержке традиций.
Цель программы: Развитие творческой и социально – активной личности в классном коллективе. Задачи: Развитие у детей гражданского самосознания; Формирование у ребёнка таких качеств личности как предприимчивость, активность, практичность; Формирование экологического сознания и ответственности за жизнь будущих поколений; Повышение ценности здоровья, формирование здорового образа жизни; Формирование положительной системы нравственных и духовных ценностей; Вовлечение детей в совместную социально - значимую деятельность.
Концептуальные подходы к реализации программы Личностно-ориентированный; Проблемно-поисковый; Игровой; Диагностический.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива: Принцип природосообразности; Принцип прогностичности; Принцип индивидуализации и дифференциации; Принцип рефлексивности; Принцип культуросообразности.
Механизм реализации данной программы включает в себя: работу с ученическим коллективом в целом; работу с творческими группами; работу с родителями.
Особенности КТД в рамках программы «Путь к успеху» В педагогическом мастерстве есть три кита – игра, творчество, жизнь. Ю.П. Азаров
Дух творчества, который идет от детей Вне творчества - нет личности. Детский коллектив – действенный и мощный инструмент воспитания в руках педагогов- гуманистов. КТД Игра, которая развивает творческие способности, открывает мир Опора на коллектив, общественное мнение и принятые в подростковой среде нормы поведения Идея «общей заботы» Расширение круга заботы на неблизких людей Интерес к самовоспитанию, саморазвитию
Разнообразие форм и тематики КТД Форма: Творческая лаборатория Презентация Мастерская общения Конкурс идей и проектов Ролевая игра Тематика: «Мир интересов моей семьи" «Наш класс – наша семья» «Копилка хороших манер» «Класс, в котором я хотел бы учиться.» « Кто мы? Чего мы хотим?» «Скрытая камера»
Формы и тематика часов общения Форма: Тренинг-игра Интеллектуальный ринг Правовой марафон Проблемный диспут Круглый стол Тематика: «Лидер и его команда» «Турнир знатоков» «Я должен, я обязан…» «Класс + Семья = ?» «Остановись, мгновение!»
Схема КТД «Наш класс – наша семья» (мастерская общения) Экспресс опрос «Наш класс – это семья?». Диагностика морально-психологического климата в классе. Социометрия Работа в микрогруппах Часы общения: родительское собрание «Класс + Семья = ?» конкурс идей и проектов учащихся «Мой класс» Поездка в г. Благовещенск Пристендовая дискуссия « Фоторепортаж» Есть идея! Создание сценария Дела Театрализованная игра «Репортаж с места событий» Рефлексия «Остановись, мгновение!» (круглый стол) Создание творческой группы для разработки плана дела и заданий для микрогрупп
Прогнозируемый результат приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе; научиться чувствовать и понимать других людей; приобщиться к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью; увидеть ценность каждого и всего живущего и растущего на земле; приобрести уверенность в себе; научиться принимать решения и достигнуть результаты в соответствии с поставленной целью по развитию творческой и социально активной личности в классном коллективе помогут ученик. создание каждому учащемуся условий для самоопределения, саморазвития, для формирования конкурентоспособной личности; формирование ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата; оптимальный уровень познавательной и творческой активности учащихся в процессе воспитания; удовлетворенность участников воспитательного процесса деятельностью класса и собственной деятельностью; высокий уровень воспитанности и творческого развития учащихся. создание каждому учащемуся условий для самоопределения, саморазвития, для формирования конкурентоспособной личности; формирование ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата; оптимальный уровень познавательной и творческой активности учащихся в процессе воспитания; удовлетворенность участников воспитательного процесса деятельностью класса и собственной деятельностью; высокий уровень воспитанности и творческого развития учащихся.
ВЫПУСКНИк ВЫПУСКНИк Творческая, способная к креативному мышлению Ориентированная на общечеловеческие ценности Обладающая коммуникативными умениями Открытая новым знаниям Умеющая сотрудничать и работать в команде Стремящаяся к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию Умеющая принимать решения и нести за них ответственность Владеющая информационными технологиями, умеющая жить в информационном обществе. Конкурентноспособная, эмоционально устойчивая, позиционированная на достижение успеха, психологически готовая к восприятию неуспеха. Я нравлюсь!!! Я способен!!! Я значу!!! Личность, творческая и социально – активная к современным условиям