Тема 6. Структура организации 1. Сущность и этапы построения организационных структур. 2. Виды организационных структур.
1. Сущность и этапы построения организационных структур. М. Мэскон, Ф. Хедоури рассматривают организационную структуру в виде логических взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Т. Саати и К. Керне конкретизируют: при построении организационной структуры необходимо исходить из самой общей цели, а затем переходить к определенным функциям ее частей, к информационным потокам, необходимым для выполнения функций, и к структуре, которая ограничивает и направляет эти потоки.
Представляется целесообразным и возможным интегрировать эти подходы в обобщенном определении. Таким образом, под организационной структурой управления понимается целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления, объединенная в рамках достижения определенных целей. Она отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления, вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, дополненное числом и взаимосвязями структурных подразделений для каждого уровня. Главным стимулирующим фактором, вокруг которого и объединяются элементы структуры, выступает системная цель.
Элементами структуры являются отдельные работники, их коллективные объединения, образующие в соответствии с вышеназванными функциями в структуре управления основные функциональные обслуживающие элементы. Если организационный элемент реализует весь объем функций управления, то он называется основным, или линейным. Основные элементы выполняют главную работу по управлению организацией, они несут всю полноту ответственности за итоги работы. Функциональные элементы структуры обеспечивают деятельность ее основных элементов, выполняя подготовительную аналитически-консультационную работу.
Обслуживающие элементы структуры – это такие элементы, которые обеспечивают работу основных и функциональных элементов управляющей системы, осуществляющих технологию управления. Орган управления в организации – определенным образом объединенная группа лиц, связанная отношениями разделения труда по управлению и правомочная выступать от имени всей управляющей системы. Работник управления – это сотрудник, выполняющий какую-то часть функции управления или решающий группу однородных задач. Руководитель – высшее должностное лицо организации или ее подразделения.
ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР На первом этапе развития определяются цели и разрабатывается концепция построения организации на основе новых внешних условий и факторов окружающей среды с учетом выявленных противоречий в предыдущих формах организации. На втором, переходном, этапе в рамках предыдущей формы организации происходит постепенное поэлементное внедрение новых организационных форм и методов управления. На третьем этапе – завершается переход от предыдущей организационной системы к новой организации в соответствии с целями и концепцией, выработанными на первом этапе.
На четвертом этапе, продолжительность которого определена устойчивостью сложившихся тенденций и степенью изменчивости окружающей среды, наблюдается функционирование новой организации при адекватном соответствии формы и методов управления организации ее целям и задачам. На пятом этапе, вызванном изменением цели организации или обусловленном структурными и иными сдвигами в окружающей среде, возникает потребность новой реорганизации, поиска более совершенных форм организации и управления. По сути это означает моральное старение предшествующих форм управления организационной системой, наступление необратимых явлений, связанных с невозможностью адаптации организации к новым условиям. Вышеуказанные процессы циклически повторяются, вызывая к жизни новые, более совершенные, формы организации и управления.
Важной характеристикой структуры управления являются функциональные, информационные, материальные и иные связи. Взаимосвязи между элементами структуры (работниками, органами, структурными подразделениями) могут быть двух типов: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные – это связи подчинения и руководства, горизонтальные – связи кооперации, взаимодействия равноправных элементов. Горизонтальные связи – это связи между различными подразделениями организации, прямо не подчиненными друг другу. Их необходимость видится в совместной, согласованной работе специализированных элементов структуры внутри организации.
Вертикальные связи делятся на линейные – обязательное подчинение по всем вопросам управления организацией, и на функциональные – обязательное подчинение по одновременной группе вопросов. Вертикальная (служебная) связь – это связь между выше– и нижестоящими элементами структуры, из которых один руководитель, другой – подчиненный. Функциональная связь – тоже связь между выше– и нижестоящими звеньями структуры. Но характер отношений между ними другой. Руководящий элемент имеет право давать советы, а подчиненный обязан их выслушать и учесть в дальнейшей работе.
2. Виды организационных структур
Неформальные организации – группы, которые возникают спонтанно, но в которых люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Формальные организации – предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе планируемого заранее взаимодействия между компонентами организации.
2.1 Бюрократические структуры управления Линейные структуры управления
Линейная структура управления очень проста по своей сути: основным принципом построения линейной структуры является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху. При линейной структуре управления очень четко осуществляется принцип единоначалия. Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются только одному руководителю более высокого уровня управления, вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. Данный вид структур характеризуется одномерностью связей: в них получают развитие только вертикальные связи.
2.1.2 Функциональные структуры управления
Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности В данной структуре каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. В основе функциональной структуры управления лежит принцип полного распорядительства: выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для подразделений.
2.1.3 Линейно-функциональные структуры
Основу линейно-функциональных структур образует помимо линейных принципов руководства специализация управленческой деятельности по функциональным подсистемам организации (маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы и экономика, персонал и т. п.).
Линейно-функциональная ОСУ
2.2 Дивизиональные (отделенческие) структуры управления Дивизиональные структуры – это структуры, основанные на выделении крупных автономных производственно-хозяйственных подразделений (отделений, дивизионов) и соответствующих им уровней управления с предоставлением подразделениям оперативно-производственной самостоятельности, с перенесением на этот уровень ответственности за получение прибыли. Под отделением (дивизионом) подразумевается организационная товарно-рыночная единица, имеющая необходимые собственные функциональные подразделения. На отделение возлагается ответственность за производство и сбыт определенной продукции и получение прибыли, в результате чего управленческий персонал верхнего эшелона организации высвобождается для решения стратегических задач.
2.2.1 Продуктовая организационная структура
При дивизионально-продуктовой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный вид продукции. Руководители функциональных служб (производственной, снабженческой, технической, бухгалтерской, маркетинговой и т. д.) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту. Возможный недостаток продуктовой структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для разных видов продукции. В каждом продуктовом отделении создаются свои функциональные подразделения.
2.2.2 Организационные структуры, ориентированные на потребителя При создании таких структур, подразделения группируются вокруг определенного числа потребителей (например, армия и гражданские отрасли, продукция производственно-технического и культурно-бытового назначения). Цель такой организационной структуры состоит в том, чтобы удовлетворять нужды конкретных потребителей так же хорошо, как это делает организация, которая обслуживает всего одну группу. В качестве примера организации, использующей организационные структуры управления, ориентированные на потребителя, можно привести коммерческие банки. Основными группами потребителей услуг в данном случае будут: индивидуальные клиенты, организации, другие банки, международные финансовые организации.
2.2.3 Дивизиональная региональная оргструктура
Если деятельность организации распространена на ряд регионов, в которых требуется использовать различные стратегии, то целесообразно формировать дивизиональную структуру управления по территориальному принципу. Вся деятельность организации в конкретном регионе должна подчиняться соответствующему руководителю, ответственному перед высшим руководящим органом организации. Дивизионально-региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местными обычаями, особенностями законодательства и социально- экономической средой региона. Территориальное деление создает условия для подготовки управленческого персонала отделений (дивизионов) непосредственно на месте.
2.3 Адаптивные структуры управления С понятием адаптивности тесно связана проблема обеспечения гибкости системы управления при сохранении или улучшении параметров эффективности экономического объекта. Адаптивные организационные структуры, как правило, характеризуются следующими признаками: способностью сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к изменяющимся условиям; ориентацией на ускоренную реализацию сложных проектов, комплексных программ, решение сложных проблем; ограниченным действием структуры во времени (формирование структуры на временной основе; на период решения проблемы, выполнения проекта); созданием временных органов управления. К разновидностям структур адаптивного типа относятся программно-целевые структуры: проектные; матричные; бригадные и так называемые «новые» организационные структуры – оргструктура типа «конгломерат» и др.
2.3.1 Проектная структура управления
Под проектной структурой управления понимается временная организационная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработка проекта и его реализация). Смысл проектной структуры – набор команды самых квалифицированных сотрудников разных профессий для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Проектная структура предполагает обеспечение централизованного управления всем ходом работ по каждому крупному проекту.
2.3.2 Матричная структура управления
Матричная структура отражает закрепление в организационном построении организации двух направлений руководства, двух организационных альтернатив. Вертикальное направление – управление функциональными и линейными структурными подразделениями организации. Горизонтальное – управление отдельными проектами, программами, продуктами, для реализации которых привлекаются человеческие и иные ресурсы различных подразделений организации. При такой структуре присутствует четкое разделение прав менеджеров, осуществляющих управление подразделениями, и менеджеров, руководящих выполнением проекта. Важнейшей задачей высшего руководящего состава организации в этих условиях становится поддержание баланса между двумя организационными альтернативами.
Понятие «конгломерат» означает сочетание разнородных элементов. Конгломератную структуру может иметь фирма, если ее отделы построены по разным признакам, например, в одном используется функциональная структура, в другом дивизиональная по территориальному принципу, в третьем матричная; и т. д. Чаще всего конгломератами являются гигантские корпорации, включающие десятки почти самостоятельных фирм, предприятий. Высшее руководство такой корпорации, как правило, сохраняет за собой функцию управления финансами. Руководство конгломерата дает возможность каждой фирме, входящей в его состав, выбрать свою организационную структуру. В случае неэффективной работы какой-нибудь фирмы ее можно продать без ущерба для организации в целом Оргструктура типа «конгломерат»