Формирование универсальных учебных действий на уроках предмета «Технология» Петрова Ольга Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ 289 Заозерск 2011 учебный год
Формирование познавательных учебных действий осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково- творческих задач.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий, необходимых для получения планируемых результатов.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается целенаправленной системой методических приемов. Выполнение целого ряда заданий предполагает необходимость организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь
Виды работ : – простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания; – моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели); – решение доступных конструкторско- технологических задач; – простейшее проектирование
Особое внимание уделяется вопросу контроля образовательных результатов. оценка качества его деятельности на уроке; оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных приёмов и операций и работы в целом; степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
1-й класс Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов, объяснять своё отношение к поступкам; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения; в предложенных ситуациях, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку на уроке. Метапредметные результаты
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками; перерабатывать полученную информацию: делать выводы, сравнивать и группировать предметы и их образы; преобразовывать информацию из одной формы в другую – в изделия.
Метапредметные результаты Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий; слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно- практической творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты : Знать виды материалов, их свойства и названия; конструкции одно детальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими; технологическую последовательность изготовления несложных изделий; способы разметки: сгибанием, по шаблону; способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; виды отделки.
Предметные результаты : уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей, использовать пресс для сушки изделий; с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.