Работа с одаренными детьми
Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь Восточная мудрость
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренный ребенок это ребенок,.
Категории одаренных детей Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития; Дети с признаками специальной умственной одаренности; Дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
ОДАРЕННОСТЬ с гармоничным типом развития объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития с дисгармоничным типом развития процесс становления одаренности почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».
Диагностические этапы выявления одаренных учащихся (Щебланова Е.И.) 1. Номинация (называние); имена кандидатов в одаренные; 2. Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.; 3. Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью; 4. Оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников; 5. Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов, собеседования; 6. Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений, школьной успеваемости; 7. Психологическое тестирование
Методики выявления одаренных детей в начальной школе: «ШТОМ»-школьный тест освоенности мышления ; в среднем звене : «ШТУР»-школьный тест умственного развития; в старшей школе: «КОТ» - краткий отборочный тест, который позволяет определить интегральный показатель общих способностей (Бузин В.Н., Вандерлик Э.Ф.). "АИСТ" - тест диагностики уровня общих способностей для анализа профессиональной пригодности и рекомендаций по выбору профессии.
Критерии выявления одаренности активность, динамичность интеллектуальной деятельности; наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; систематическое самообразование; креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); темпераментные особенности; активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
Методы работы с одаренными детьми Исследовательский; Частично-поисковый; Проблемный; Проективный; Синектика.
Формы работы с одаренными детьми Классно-урочная; Консультирование по возникшей проблеме; Научные кружки, общества; Дискуссия; Игры.
Принципы работы педагога с одаренными детьми принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. Помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными детьми Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива; Создание и совершенствование школьной методической системы; Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами; Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Наиболее распространенные формы поддержки и работы с одаренными детьми Организация предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций; Организация профильных лагерей; Поддержка участия во всероссийских, международных конкурсах. Фестивалях, конференциях.
Это интересно… По оценкам экспертов, к категории одаренных детей одного года рождения в развитых странах относится от 4 до 10% детей. В России выявляется лишь 1-3% одаренных детей одного года рождения. Эксперты считают, что одаренные люди приносят в экономику стран 6-10% ВВП своими открытиями и достижениями.