Урок разработан учителем математики МБОУ гимназия 5 г.Морозовска Ростовской обл. Касьяновой Натальей Игоревной
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
1. Что означает слово «множество»? Множество – это набор или совокупность предметов одинаковой природы. 2. Какие названия применяются для обозначения множеств? Стадо, табун, коллектив, семья, оркестр, библиотека. 3. Как различаются множества по числу элементов? Множества бывают конечные, бесконечные и пустое множество.
4. Какими способами можно задать множество? Множество можно задать перечислением или с помощью характеристического свойства. 5. Какое свойство называется характеристическим свойством? Характеристическим свойством называется такое свойство, которым обладают все элементы данного множества и не обладают никакие другие объекты. 6. Какие операции можно выполнять над множествами?
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
УПРАЖНЕНИЕ 1 Множество задано путем перечисления своих элементов. Придумайте какое-нибудь его словесное описание. 1.{0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9}; 2.{A, B, C, D, E, … X, Y, Z}; 3.{0, 2, 4, 6, 8}.
УПРАЖНЕНИЕ 2 Даны множества: А = {2, 5, 0, 11, 12, 19}, В = {2, 7, 8, 12, 13, 9, 0}. Найдите множества A В, А В.
УПРАЖНЕНИЕ 3 A.Задайте множество груш, растущих на берёзе. B.Задайте множество чисел, которые делятся на 0.
УПРАЖНЕНИЕ 4 Составьте не менее семи слов, буквы которых образуют подмножества множества А={в, н, и, м, а, т, е, л, ь, н, о, с, т, ь}.
УПРАЖНЕНИЕ 5 Даны множества: М = {5, 4, 6}, Р = {4, 5, 6}, Т = {5, 6, 7}, S = {4, 6}. Какое из утверждений неверно? а) М = Р. б) Р S. в) М Т. г) Р = Т.
МНОЖЕСТВО МАНДЕЛЬБРОТА
УПРАЖНЕНИЕ 6 Изобразите с помощью кругов Эйлера пересечение множеств A и В, если: а) А В б) А В в) А = В г) А В =
В классе все увлекаются математикой или биологией. Сколько человек в классе, если математикой занимаются 15 человек, биологией – 20, а математикой и биологией – 10? УПРАЖНЕНИЕ 7
РЕШЕНИЕ Любят математику 15 человек Увлекаются биологией 20 человек Увлекаются и математикой и биологией 10 человек – 10 = 25 человек
УПРАЖНЕНИЕ 8 На прогулку пошли пятиклассники и шестиклассники. Все они были либо босиком, либо в тапочках. Пятиклассников было 24, а босых учеников 16. Обутых шестиклассников было столько же, сколько босых пятиклассников. Сколько учеников было на прогулке?
РЕШЕНИЕ Пятиклассни ков 24 человека Шестиклас сники Босые 16 человек По условию босых пятиклассников столько же сколько обутых шестиклассников (обозначим за Х). ОТВЕТ: 40 человек пошло на прогулку 24 – х х = 40 В тапочках х В тапочках 24 - х Босые х Босые 16 - х
УПРАЖНЕНИЕ 9 Учитель задал замысловатую задачу. В результате количество мальчиков, решивших эту задачу, оказалось равным количеству девочек, ее не решивших. Кого в классе больше – решивших задачу или девочек?
РЕШЕНИЕ МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ По условию решивших мальчиков равно количеству девочек, не решивших задачу (обозначим за Х). Количество девочек обозначим за Y. ОТВЕТ: количество решивших задачу равно количеству девочек РЕШИЛИ ЗАДАЧУ: х + у - х = у Не решили х девочек Не решили Решили х мальчиков Решили у - х
ЗАДАНИЕ НА ДОМ § 3, 3.10., 3.12., Составить кроссворд по теме : «Множества и операции над ними»
ТЕСТ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ «5» - 5 правильных ответов «4» - 4 правильных ответа «3» - 3 правильных ответа «2» правильных ответа
ПРОВЕРКА ТЕСТА Вариант I АВВАА Вариант II ААВБВ
БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК