Развитие познавательного интереса при самостоятельной работе на уроках математики Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельные приложения этих сведений. Толстой Л.Н.
Ставлю основные цели: ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ : развивать мышление, творческие способности детей; облегчить изучение учебного материала, особенно процесс запоминания; сократить время на изучение программного материала. ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ К ПРЕДМЕТУ, ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС У ДЕТЕЙ. Антонова Ирина Александровна. учитель математики МОУ «Колыванская средняя общеобразовательная школа»
ОБУЧАЮЩИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ На этапе подготовки к изучению нового материала При изучении нового материала При освоении учебного материала При контроле (самоконтроле) знаний
4 На этапе подготовки к изучению нового материала При подготовке учащихся к усвоению новой темы возможно применение самостоятельных работ ПО трем ЗАДАЧАМ: 1. Проверка готовности учащихся к усвоению нового материала. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка проблемы. В отличие от обычных самостоятельных работ, на этапе подготовки к изучению новой темы такие задания не должны занимать много времени, не требовать громоздких вычислений, поэтому могут иметь форму теста, математического диктанта, задач на готовых чертежах и т.п. Задания могут быть рассчитаны как на индивидуальную, так и на групповую формы работы, с последующим обсуждением результатов.теста, математического диктанта задач на готовых чертежах ина групповую формы работы
Самостоятельные работы на уроках изучения нового материала служат: Для выполнения школьниками данных учителем заданий, способствующих глубокому и прочному усвоению знаний. Для вывода основных положений Для закрепления нового Для приобретения навыка работы с книгой Для вывода основных положений, дают возможность учащимся проявить качества исследователя, открывателя нового (ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ).
При освоении учебного материала К самостоятельным работам, используемым при освоении нового материала, относятся: тренировочные, закрепляющие, повторительные. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила.тренировочным К закрепляющим можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем.закрепляющим Очень важны так называемые повторительныеповторительные ( обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, подготовлены ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие пробелы смогут затруднить изучение нового материала.
ВИДЫ КОНТРОЛЬНО-РЕФЛЕКСИВНЫХ ЗАДАНИЙ Запиши, зарисуй этапы учебной работы над... - Попробуй записать в виде схемы...результаты работы над текстом... способ работы над текстом, заданием... последовательность этапов своей работы - Какой этап, задание, действие, способ для тебя труднее, какой- легче? Какие действия у тебя лучше отработаны, какие хуже? - Чему новому учились? Что из намеченного удалось усвоить - Как работал (и)? Какие действия помогли достичь цели? Какие- затрудняли продвижение к цели? - Что узнал о себе в ходе выполнения задания (урока, изучения темы...), о своих товарищах? учителе? - Как группа старалась выполнить (выполняла) задание. Какие трудности возникли и как они были преодолены? - Что нового узнал о группе (работе в группе)? - Как создавать необычные тексты по математике? - Кто что понял про эту игру? Что понял про себя? - Пронумеруй последовательность этапов учебной работы: выбор способа действия, контроль, оценка, постановка цели, выполнение этапов. НАПРИМЕР:
Условием достижения планируемых результатов обучения ЯВЛЯЮТСЯ контрольные САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, когда: Во первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержан ию и объёму работы. Во вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков. В третьих, обеспечить достоверную проверку уровня обучения. В четвёртых, они должны стимулировать работу учащихся, позволять им продемонстрировать прогресс роста в своей общей подготовке. Здесь большую помощь оказывает внеклассная работа по математике ( это различные праздники и состязания,бои).это различные праздники состязания бои Контрольные работы дают возможность проверить степень усвоения материала учащимися /помогают здесь листы учета/.помогают здесь листы учета
Контролирующие работы разделяют на проверочные, обзорные и контрольные.проверочные, обзорные и контрольные. Каждый вид из контролирующих работ имеет свои особенности, свои цели и требования, предъявляемые к составлению этих работ. И имеют различный подход к оцениванию, поощрению.поощрению
ТВОРЧЕСКИЕТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫРАБОТЫ Это задания на поиск второго, третьего и т. д. способа решения задачи, задания на написание рефератов, составление кроссвордов, раздаточного материала, изготовление наглядного материала.составление кроссвордов раздаточного материала задания на нахождение связи того или иного раздела математики с окружающей действительностью. Творческими самостоятельными работами могут быть домашние задания по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, проведение в школе "дней математики", сочинение математических игр, сказок.математических игр
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ Урок с обучающими карточками НАПРИМЕР : Найдите значение выражения : а ). ( ) – ( ) 1). – 6 +3 = -3 2). 10 – 32 = -22 3). –3 - (- 22 ) = =19 Ответ : 19. б ). ( ) – ( 2 – 8 )
При составление заданий для самостоятельной работы используется наглядный и дидактический материал: ТЕСТЫ ТРЕНАЖЕРЫ ОПОРЫ РАЗРЕЗНЫЕ ТЕОРЕМЫ Деформированные задания. Перфокарты. Используются КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ПРОЕКТЫ УРОКОВ, КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОЕКТЫ УРОКОВ где имеют место различные приемы умственной деятельности ( групповой, коллективный способ обучения).
УРОКИ,С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДАННОЙ МЕТОДИКИ, ПОЗВОЛЯЮТ : С ИНТЕРЕСОМ ПРИСТУПАТЬ К ИЗУЧЕНИЮ ТРУДНЫХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ТЕМ. ЛУЧШЕ ЗАПОМИНАЕТСЯ ПРЕДЛАГАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА. ЛЕГКО ВОСПРОИЗВОДИТСЯ ПО СХЕМАМ, ОПОРАМ. ВОСПИТЫВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, УСИДЧИВОСТЬ. ДЕТИ К ПРЕДМЕТУ НЕРАВНОДУШНЫ, ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К БОЛЕЕ ГЛУБОКОМУ ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ. ПОВЫШАЕТСЯ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.