Подготовила: учитель истории и обществозняния МБОУ СОШ 20 МБОУ СОШ 20 Судакова Л.И. Жизнь, быт и культура Жизнь, быт и культура коренных малочисленных народов Хабаровского края Хабаровского края Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов Классный час- викторина
«Каждый народ, даже самый маленький, - самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества» /Ч.Айтматов/
1. Назовите известные вам коренные малочисленные народы Хабаровскоог края. Что означает понятие «1. Назовите известные вам коренные малочисленные народы Хабаровскоог края. Что означает понятие « – Викторина «Коренные малочисленные народы Хабаровского края» 1. Что значит понятие «коренные малочисленные народы»? 2. Назовите коренные малочисленные народы, проживающие в Хабаровском крае. 3. О каком из малых коренных народов говорили «идущие поперек хребтов»? 4. Что знаете о культуре и традициях коренных малых народов Хабаровского края? 5. У каждого народа есть свои праздники, обычаи, традиции. Что это за праздник звонков Сэвэкан. 6. О какой черте религиозных верований малых народов говорится у В. Санги. Людям, что жили здесь, родственны, были деревья, звери и птицы, морские растения и рыбы. То ли душа у людей и природы едины, То ли и вправду людские роды Начинались, чей от медведя, а чей от скалы. 7. Вот уже несколько лет в районе проходит праздник Бакалдын, а что вы знаете о нем? 8. Чем интересен календарь малых народов Хабаровского края(эвенов)? 9. Представители каких малых коренных народов проживают в поселке? 10. Кого из известных людей представителей малых коренных народов Хабаровского края, прославивших нашу страну, вы знаете? 11. Кто такой Дерсу Узала, представителем какого коренного народа Хабаровского края он является? 12. Кто такой Кола Бельды, представителем какого коренного народа Хабаровского края он является? 13. Кто такие Григорий Ходжер, Алексей Вальдю, Владимир Санги представителями каких коренных народов Хабаровского края они являются? 14. Что вы знаете о Юлии Чепаловой? Представителем какого коренного народа Хабаровского края она является?
Хабаровский край! Он почти бесконечный, Живая частица ушедших времен, Той жизни суровой, неспешной и вечной Великих народов и малых племен.
Численность населения края по данным Госкомстата России составляет чел. (2013). составляет чел. (2013). Плотность населения 1,7 чел./км 2 (2013). Плотность населения 1,7 чел./км 2 (2013). Городское население 81,49 % (2013). Численность коренного населения (по данным Федеральной службы государственной статистики) Нанайцы (гольды) чел./ чел. Негидальцы чел./ 480 чел. Нивхи (гиляки) чел./ 2149 чел. Орочи (няни) чел./ 441 чел. Удэгейцы чел./ 620 чел. Ульчи чел./ 2621 чел. Эвенки (тунгусы) чел./ 4101 чел. Эвены (ламуты) чел./ 1128 чел.. Статистика
Самоназвание: няни «здешний человек». Нанайцы (прежнее название гольды), народ, проживающий в основном на территории Хабаровского края, в нижнем течении реки Амур: в Солнечном р-не (пос. Кондон, Харпичан). Комсомольском р-не (пос. Бичи, Ниж. Халбы, Чучи, Бельго, Верхнетамбовское, Верх. Эконь, Пивань). Амурском р-не (пос. Усть-Гур, Диппы, Ачан, Тейсин, Джуен). Хабаровском р-не (пос. Сикачи-Алян, Петропавловка, Улика-Национальное, Победа и окрестности). Нанайском р-не (пос. Малмыж Верх. Нерген, Дубовый Мыс, Гасси, Дада, Даерга, Найхин, Уни, Джари, Верх. и Ниж. Манома, Маяк и его окрестности). Столицей Нанайского района является село Троицкое. На территории ЕАО числится 76 нанайцев, скорей всего они живут в пос. Ольгохта. Всего численность численность нанайского населения составляет человек. В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусо язычные народы. Основные традиционные занятия рыболовство и охота (зимой пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах. Основная традиционная пища рыба. Основная традиционная пища рыба. Нанайцы
Дерсу Узала ( ) – охотник, проводник российского ученого и путешественника Владимира Арсеньева в его экспедициях гг. Кола Бельды ( ) – эстрадный певец. Григорий Ходжер( )-нанайский писатель, лауреат Государственной премии (1973 г.) Первые произведения Ходжера были напечатаны в 1953 году. Отдельным изданием сборник его рассказов «Первые сдвиги» вышел в 1958 году. Его перу принадлежат повести «Чайки над морем», «Эморон-озеро», «Правнук Дерсу Узала», «Последняя охота», «Какого цвета снег?», «Гайчи», «Пустое ружье», «Квартира с видом на Амур» и другие. Нанайцам-фронтовикам посвящена документальная повесть «Найхинцы». В трилогии «Амур широкий» показана жизнь нанайцев в период с конца XIX века до середины 1930-х годов. Известныенанайцы
Самоназвание: амгун бэйэнин «аргунский». Негидальцы (прежнее название гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края по берегам рек Амгунь и Амур. В Хабаровском крае проживают 505 из 567 оставшихся на свете негидальцев. Предположительно, негидальский этнос возник в результате смешения эвенков с нивхами и ульчами. Негидальцы
Самоназвание: нивх «человек». Нивхи (прежнее название гиляки), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур, а именно в окрестностях Николаевска: пос. Литовка, Власьево, Джаорэ, Ниж.Пронге, Тыр. Их численность 4673 человека. Предположительно, нивхи являются прямыми потомками древнейшего населения Сахалина и Нижнего Амура. Традиционные формы религии народов Приамурья были тесно связаны с их промысловой культурой. Основу их составляли представления о животном мире, очень близком человеку. Считалось, что человек происходит от зверя или птицы; что звери в тайге все слышат и понимают, могут узнать человека в лесу и отомстить ему за убийство их скородичей на охоте; что зверь может возродиться после смерти, если не повредить его кости и череп, сохранив их; что у зверей и птиц есть свои духи- хозяева, которых надо периодически задабривать, чтобы охота была удачной. Поэтому на традиционных праздниках всегда проводились обряды для снятия с себя вины за убийство зверя и "возрождения" его вновь. Нивхи
Владимир Санги, писатель (1935 г.), Владимир Санги, писатель (1935 г.), Нивхские легенды, 1961 Солёные брызги, 1962 Семипёрая птица, 1964, 1967 Ложный гон, 1965, 1966 Первый выстрел, 1965 Легенды Ыхмифа, 1967, 1974 Женитьба Кевонгов, 1975, 1977 Месяц рунного хода, 1985 Путешествие в стойбище Лунво, 1985 Человек Ыхмифа, 1986 Морская поэма, 1988 Галина Отаина( гг), писатель – этнограф Федор Мыгун, художник Известные нивхи
Самоназвание: орочи ли. Орочи народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур, а именно в Ванинском (пос. Датта, Монгохто, Дюанка, Уська-Орочская) и Советско-Гаванском (пос. Коппи) районах. В Хабаровском крае проживают 426 из 686 орочей. В этногенезе орочей участвовали аборигенные и пришлые эвенкийские народы. Орочи
Самоназвание: удэхэ. Удэгейцы (в прошлом назывались «лесными людьми»), народ, проживающий в Приморье и Хабаровском крае. В Хабаровском крае проживает 613 из 1582 удэгейцев. В формировании удэгейского этноса участвовали аборигенные и пришлые тунгусские народы. До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, выраженные в вере в родство людей с медведем и уссурийским тигром, а главными занятиями охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня). Удэгейцы
Самоназвание: няни «человек земли». Ульчи (в прошлом назывались мангу нами «амурскими людьми»), народ, проживающий на территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур, а именно в Ульчском р-не: пос. Дуди, Кольчем, Ухта, Богородское. В Хабаровском крае проживает 2,7 тыс. из 2,9 тыс. ульчей. В этногенезе ульчей участвовали нанайцы, нивхи, негидальцы, айны, эвенки. С давних времен уличи занимаются охотой, рыболовством, собаководством, для одежды и обуви использовалась рыбья кожа. Женщины шили из рыбьей кожи свадебные халаты, вышивали изысканные орнаменты. На многих ульчских халатах встречается изображение древа жизни. Искусно сделанные из рыбьей кожи халаты, вышитые красочные ковры, плетенные из лозы ульчские скоро (корзинки), орнаментированные берестяные туеса составляют гордость традиционной ульчской культуры. Еще первые исследователи отмечали, что народы Приамурья - виртуозы художественной обработки дерева. Ульчи знали множество технических приемов резьбы и росписи. На ульчской посуде для медвежьего праздника выполнялась наиболее богатая орнаментика, ибо медвежий праздник был именно тем центром, вокруг которого вращалась жизнь всей общины. Традиционная мужская и женская одежда: халаты покроя кимоно, чаще из ткани, зимние на вате (хук ту), праздничные иногда сплошь вышитые и украшенные аппликацией. Изготовлялись также армии из рыбьей кожи, ровдуги, зимой из различных мехов. Под халатом штаны, ноговицы (из ткани, на вате, из рыбьей кожи, ровдуги), нагрудник (мужской малый меховой, женский длинный, отделанный бисером, металлическими бляшками). Мужские юбки из нерпичьих шкур, фартуки охотничьи, фартуки праздничные, с орнаментом, охотничьи куртки из лосиных шкур, малые меховые шапочки, надевавшиеся с тканевыми шлемами и т. п Ульчи
Алексей Вальдю( гг), писатель. Алексей Вальдю( гг), писатель. А. Вальдю – заслуженный работник культуры РСФСР (1985), член Союза писателей СССР с 1972 г., Награждён орденом «Знак Почёта» В 1956 г. в Хабаровском книжном издательстве выходит его первая книга «Жизнь и сказка», затем сборник рассказов «Ошибка Пираки Сенкинча» (1960), Это – рассказы о современной жизни ульчского народа на ульчском языке – «Сказки народа няни» (1961), «Сказки бабушки Лайги» (1972). В 1974 г. издательство «Современник» выпустило сборник А. Вальдю, в который вошли «Сказки Дай Гирамса», повесть «Сойнган –сын своего народа», и повесть, давшая название всей книге, -«Месяц первых цветов». В повести «Сайнган – сын своего народа», состоящей из нескольких новелл, Вальдю создал образ мужественного, ловкого, находчивого и озорного человека, настоящего народного героя. Повесть «Месяц первых цветов»- о русской девушке, приехавшей в стойбище на Амуре учить детей грамоте, о борьбе за новую жизнь. В 1984 году вышла его повесть «Свет в окне». В 1956 г. в Хабаровском книжном издательстве выходит его первая книга «Жизнь и сказка», затем сборник рассказов «Ошибка Пираки Сенкинча» (1960), Это – рассказы о современной жизни ульчского народа на ульчском языке – «Сказки народа няни» (1961), «Сказки бабушки Лайги» (1972). В 1974 г. издательство «Современник» выпустило сборник А. Вальдю, в который вошли «Сказки Дай Гирамса», повесть «Сойнган –сын своего народа», и повесть, давшая название всей книге, -«Месяц первых цветов». В повести «Сайнган – сын своего народа», состоящей из нескольких новелл, Вальдю создал образ мужественного, ловкого, находчивого и озорного человека, настоящего народного героя. Повесть «Месяц первых цветов»- о русской девушке, приехавшей в стойбище на Амуре учить детей грамоте, о борьбе за новую жизнь. В 1984 году вышла его повесть «Свет в окне». Известные уличи
Самоназвание: эвэн. Эвенки (прежнее название тунгусы, назывались также «оленьими людьми»), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в Аяно-Майском р-н (пос. Джигда, Аим, Ципанда), Тугуро-Чумиканский р-н (пос. Алгазея, Тором, Тугур), Верхнебуреинский р-н (пос. Шахтинский, Усть-Умальта), Полино Осипенский р-н, Хабаровский р-н (пос. Догордон), Солнечный р-н, запад Ульчского р-на. Численность человека. Предками эвенков были прототунгусы Прибайкалья и Забайкалья. Эвенки
Оегир Николай ( ) – эвенкийский писатель, поэт. Все народы зову К эвенкийским кострам, Со всего необъятного света... Все народы зову К эвенкийским кострам, Со всего необъятного света... Чепалова Юлия – российская лыжница, чемпионка Олимпийских игр 1998, 2002, 2006 годов. Отец и личный тренер Юлии – Анатолий Михайлович Чепалов имеет эвенкийские корни Известные эвенки
Самоназвание: эвэн. Эвены (прежнее название ламуты), народ, проживающий на территории Сибири и Дальнего Востока, а именно в восточной половине Охотского района: пос. Новая Иня, Арка, Кетанда. В Хабаровском крае проживают 1,2 тыс. из 17 тыс. человек. Эвены принадлежат к северо- восточной ветви эвенков Традиционная одежда народов Приамурья - один из самых массовых видов художественного творчества, сочетающий в себе искусство кроя, аппликации, обработки кожи, металла, камня. Наиболее интересны халаты из рыбьей кожи. Их носили весной, летом и в начале осени. Особая ценность - свадебная одежда, которая имеет большое количество украшений в виде подвесок, орнамента, меховой опушки. Обязательно изображение на халате родового дерева, которое символизирует продолжение рода. Сидящие на ветвях птички - это души не родившихся детей. Многие мастера находили вдохновение в резьбе по дереву и кости. Во многих селах выезд на охоту становился своеобразным конкурсом: чья одежда лучше расшита, чья лодка, нарты сделаны красивее, лучше украшены резьбой. Счет месяцев велся по месяцам, с использованием двух видов календарей. Один, более традиционный, "по частям тела". У охотских эвенов год начинался с сентября, который назывался месяцем "подымающейся тыльной поверхности кисти руки" (левой) и заканчивался августом, месяцем "подымающейся кисти руки, сложенной в кулак" (правой). Другой календарь был собственно православный и изготавливался он в виде деревянной дощечки, на которой метками обозначались дни, месяцы, сезоны года и церковные праздники, в него вносились и семейные даты. Эвены
Прохожий, постой. Хоть мгновение Со мною побудь. В глаза посмотри мне, Обмен этот взглядами вечен, Чтоб мог я услышать, Ты голос подать не забудь И я твоё сердце сумею понять. /Эвенкийский поэт/ /Эвенкийский поэт/
Литература и интернет-ресурсы 1. «Арктика – мой дом». Полярная энциклопедия школьника, Москва, «Северные просторы», 1999 г. 2. Сборник «Традиционная национальная культура Дальневосточных этносов», Хабаровск 2006 г. 3. Таксами Ч.М. «Краски Дерсу Узала», Хабаровск 1982 г. 4. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей( век), Москва, Северные просторы, rody.pdfhttp://hab.mk.ru/news/
Спасибо за внимание!