Коммуникативная компетенция в системе проектов
Коммуникативная компетенция Дает возможность повысить уровень коммуникативной культуры Создает условия для формирования готовности к сотрудничеству Позволяет построить взаимоотношения между учащимися для эффективного разрешения конфликтов
Состав коммуникативной компетенции Общение с людьми Навыки работы в группе Владение различными социальными ролями
Формирование коммуникативной компетенции на разных этапах проектной деятельности Этапы работы (по В.В. Гузееву) Деятельность учащихся Этапы формирования компетенции 1. Запуск проекта - Подготовка рабочего места - Формирование групп - Определение партнеров Умение определять уровень готовности к поисковой деятельности (самодиагностика)
2. Планированиеработы - Обсуждение главной идеи, - Определение вида проекта, формы презентации Умение распределять роли; приобретение навыков партнерского общения
3. Сбор информации Самостоятельная работа: - Сбор недостающей информации, - Обсуждение собранного материала, - Подготовка презентации результатов Умение отстаивать личное мнение, позицию, взгляды; умение слушать и понимать позицию партнера по взаимодействию умение задавать «правильные» вопросы 4. Оформление результатов работы - Оформление проекта, - Отработка приемов защиты
5. Презентация - Выступление перед аудиторией, ответ на дополнительные вопросы Умение презентовать себя и свою работу
6. Рефлексия - Оценивание результатов своей деятельности; - Определение путей достижения успех Умение оценивать и анализировать готовность к сотрудничеству
Индивидуальный Личностно- деятельностный Групповой Личностно- групповой Коллективный Личностно- массовый Классификация проектов и уровни коммуникативной деятельности
Проекты можно реализовать: 1. На уроках естествознания «Очистка вод от нефтяных загрязнений» «Очистка вод от нефтяных загрязнений» «Экологическая безопасность человека и здоровое «Экологическая безопасность человека и здоровое питание» питание» «Подготовка питательных сред для растений» «Подготовка питательных сред для растений»
2. В рамках элективных курсов «Конфликт ценностей и решение проблем экологии» «Конфликт ценностей и решение проблем экологии» «Красота и здоровье» «Красота и здоровье» «Проектирование химического производства» «Проектирование химического производства» «Глобальные проблемы человечества» «Глобальные проблемы человечества» «Химия в повседневной жизни человека» «Химия в повседневной жизни человека»
3. В ходе научно- исследовательской работы «Биотехнология против мусора: окупятся ли усилия» «Биотехнология против мусора: окупятся ли усилия» «Волновая гидроэлектростанция» «Волновая гидроэлектростанция» «Озеленение пришкольного участка» «Озеленение пришкольного участка» «Анализ питьевой воды» «Анализ питьевой воды» Багрова Н.В.