Обобщение изученного по теме «Деепричастие»
Цели: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте; закрепление навыка постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
И.Е.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Одна из самых известных картин Репина воскр..дает лег..ударный эпизод из истории украинского казачества. В 1676 году турецкий султан обратился к запорожцам с грозним посланием, призывая пок..бриться ему. Каким был ответ, мы понимаем (рассмотреть) картину. Используя круговую композицию художник подчёркивает товарищество, сплочённость запорожцев. Конечно, мы (не) видим слов, которые выводит писарь, но ответ запорожцев ясен. Они бросают вызов врагу - отважно, дерзко, весело. В момент запёчатлё…ый художником запорожцы смеются над каким(то) острим словом сказа…им о султане. Особенно заразительно и добродушно смеётся казак в огромной белой шапке и красном жупане. Он хохочет сотр..садясь всем своим (не)объятним телом. Писарь еле (сдержав, сдерживая) усмешку старается записать все едкие, проперч..нежные слова запорожцев. Они (не) скупясь отпускают их в адрес султана. В центре картины фигура атамана Ивана Серко. Энергичним движением наклонился атаман вперёд (вслушиваясь, вслушавшись) в каждую сказа…ую фразу. Перед нами властный (не) знающий пощады к врагу военачальник. Много песен и сказаний сочинил о нём украинский народ прославляя его военный т..ланд, мудрость, бесстрашие. И.Е.Репин родился и вырос на Украине, к ней сохранил любовь на всю жизнь. Работая над картиной художник много ездил по югу страны делая зарисовки изучая исторические материалы. Он с восхищением писал о запорожцах: «Никто на всём белом свете (не) чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства»
В 1676 году турецкий султан обратился к запорожцам с грозним посланием, призывая покобриться ему. Каким был ответ, мы понимаем, рассматривая картину.
Группа А работает с предложениями 3 и 4 абзацев: находят предложения, соответствующие схемам: 1) =, /-.-.-/ 2) /-.-.-/, = 3) /~~~/ __х___ Одно предложение выпишите, расставьте знаки препинания, графически их объясните; возле оставшихся поставьте схемы. Выполните морфологический разбор одного деепричастия. Группа Б. Выпишите предложения Он хохочет сотрясадясь всем своим необъятним телом. Они не скупясь отпускают их в адрес султана. Расставьте знаки препинания, выделите одиночное деепричастие и деепричастный оборот как член предложения; разберите деепричастия по составу.
Группа А: графически объясните знаки препинания, постройте схемы предложений. Группа Б: Выделите деепричастные обороты как члены предложения, обозначьте суффиксы деепричастий, укажите вид.
Домашнее задание Группа А: подготовьте связный рассказ по теме «Деепричастие» по плану. Напишите сочинение- рассуждение на тему «Моё отношение к запорожцам», используя деепричастия. Группа Б: подготовьте ответы на контрольные вопросы и задания учебника. Спишите два последних абзаца текста, выполните разборы.
Что понравилось на уроке? Что показалось трудним? Узнал ли что-то новое, интересное, полезное?