Учебная ситуация как средство формирования личностного смысла учения и начальных форм рефлексии у обучающихся младшего школьного возраста МКОУ «Школа 5» Подготовила: Адамбаева Л.А. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Дистервег
Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способны к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Современный учитель четко планировать свою деятельность и деятельность учащихся; нацеливаться на сотрудничество с учениками и уметь направлять учеников на сотрудничество; организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность учащихся; подводить учащихся к самостоятельной формулировке обобщений и выводов; использовать в совместной деятельности с учениками минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; ориентироваться на время сбережение и здоровьесбережение; вести учет уровня и возможностей учащихся; демонстрировать методическое искусство; четко осознавать, что в центре внимания образовательного процесса являются всегда - дети; планировать обратную связь.
Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем самостоятельности обучающегося, что обязывает учителя создать условия, провоцирующее детское действие. Деятельностный подход направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Учебная ситуация - единица целостного образовательного процесса, в которой обучающиеся с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
- Соблюдается методика обучения. Методы обучения не всегда соответствуют поставленным педагогическим задачам, их выбор нерационален (используются непродуктивные методы и приемы, отсутствие или ограниченность применения коррекционно-развивающих технологий, методов и приемов). Применяются в основном задания репродуктивного характера, обучение ведется в режиме «готового знания». Не всегда целесообразно применение (или не применение) наглядности и вспомогательных средств. Нейтральная ситуация
предполагает наличие проблемы (задачи), т.е. соотношения нового и известного (данного), учебно- познавательной потребности обучающегося и его способности (возможности) решать эту задачу. Проблемная ситуация
Примеры учебных (проблемных) ситуаций: - ситуация неожиданности; - ситуация конфликта; - ситуация несоответствия; - ситуация неопределенности; - ситуация выбора; - ситуация предложения.
При создание учебной ситуации необходимо учитывать: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: предъявить противоречивые факты, теории; обнажить житейское представление и предъявить научный факт; использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации «Что я делаю?» «Как я делаю?» «Почему я делаю так, а не иначе?»
Важным опытом решения учебных ситуаций в обучении является рефлексия способность обучающихся рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности.
Учебные ситуации для младшего школьного возраста ситуации выбора; ситуации успеха; проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач; ситуации самооценки; ситуации общения; ситуации убеждения; ситуации сопереживания; игровые ситуации; ситуации освоения новых способов деятельности.
1. Ситуация выбора - Выбор поэзии Учащиеся выбирают по стихотворению (самостоятельно или из предложенного), учат его наизусть, или готовят выразительное чтение и выступают с ним перед классом. Они стараются говорить ясно, с соответствующим выражением и темпом.
2. Ситуация успеха - Драматизация Учащиеся готовят и представляют театрализованную постановку, под режиссурой одного из учеников или учителя. Они заучивают свои роли, внимательно выслушивают указания и сотрудничают с одноклассниками, чтобы представить убедительную драматизацию, которая показывает, что они верят в свою роль. Учащиеся контролируют свои действия и эмоции, выразительно пользуются голосом и пластикой, чтобы изобразить своих героев и их чувства.
3. Проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач – Запрет учителю При изучении темы "Запрет - строгий и мягкий" по учебной дисциплине "РИКО" учащимся было предложено составить мягкие запреты учителю или маме (в тактичной форме) с последующей презентацией на уроке. Результат превзошел все ожидания, так как учащимися было предложено великое множество запретов, презентабельность которых позволило более прочно усвоить необходимость изучения данной темы в повседневной жизни.
4. Ситуация самооценки - Дискуссия в классе Поместите в углу плакат с провокационным «новым правилом» (например, "Учащимся разрешается есть конфеты только по выходным" или "Учащиеся должны посещать школу семь дней в неделю"). Дайте возможность детям обсудить это положение. Открыто следите за соблюдением правил ведения дискуссии. Учащиеся обсуждают положение, пользуясь правилами ведения дискуссий.
5. Ситуации общения - Читаем в паре Учащиеся работают в парах с двумя копиями одного и того же рассказа. Они проглядывают рассказ и решают, будут ли они читать это про себя или вслух. Учащиеся обсуждают способы организации рассказа и решают, как часто они будут останавливаться, чтобы обсудить прочитанное. Учащиеся внимательно выслушивают друг друга и отвечают. После прочтения, учащиеся обсуждают сам процесс чтения в паре и размышляют о том, что удалось узнать и понять. Учащиеся могут использовать различные приемы для чтения разных текстов. Учащиеся могут объяснить, почему данный прием чтения отвечает особенностям данного рассказа, со знанием дела могут обсуждать прочитанное. Они ведут обсуждение с партнером, соблюдая правила ведения дискуссий.
6. Ситуации убеждения - Я посадил яблоню... Данное задание предполагает продолжение трех начатых текстов так, чтобы получились тексты: описание, повествование и рассуждение. Данная работа предполагала групповую работу.
7. Ситуации сопереживания – Викторины, конкурсы, фестивали... Учащиеся работают в группах, отвечая на вопросы викторины, конкурса. Участвуют группами в конкурсе знатоков «По местам исторических событий…» (на лучшее выполнение доступных заданий по контурной карте).
8. Игровые ситуации - Зоопарк Обучающимся предлагаются картинки, которые необходимо подписать. Выполнение данного задания позволит составить рассказ "Зоопарк".
9. Ситуации освоения новых способов деятельности - Графический диктант Обучающиеся по слуховому восприятию воспроизводят действия, в результате которых получают или не получают определенный продукт.
Создавая и используя на уроках учебные ситуации, ориентированные на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии у обучающихся, можно отследить позитивные изменения не только у учащихся, но и в самой личности педагога, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. ВЫВОД
УСПЕХОВ ВАМ В СОЗДАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОБЛЕМНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ !