психологической службы СОСШПА 7
Направления деятельности психологической службы по профессиональной ориентации учащихся П с и х о д и а г н о с т и к а П с и х о к о н с у л ь т и - р о в а н и е К о р р е к ц и о н н о - р а з в и в а ю щ е е П с и х о п р о с в е щ е н и е
Цель– создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем профессионального самоопределения, Координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием. Начальная цель деятельности психолога - взаимодействие с учащимися – это определение интересов, склонностей и способностей, выявление индивидуальных особенностей и их развитие, как основы поиска оптимальных для учащегося способов ознакомления с данной профессией. Конечная цель – взаимодействие с педколлективом по формированию у школьника готовности к осознанному выбору профессии.
Задачи психолого-педагогической поддержки в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения: консультационная и информационная поддержка учебно-воспитательного процесса; повышение психологической компетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся, а также взаимодействия педагог – ученик;
Помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. Повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов и активных методов обучения. Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения. Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов, администрации. Задачи психолого-педагогической поддержки в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения:
Показатели самоопределившейся личности: - Сформированы интересы и склонности; - Определены способности; - Учтены личностные особенности; - Соотнесены желания с возможностями (здоровье); - Известны потребности общества и особенности рынка труда; - Определено учебное учреждение; - Сформулирован профессиональный план и запасной его вариант.
Модель взаимодействия психологической службы с участниками УВП в рамках профориентационной деятельности Направ- ление Админис- трация Учителя УченикиРодители Диагно- стика Социаль- ный заказ школе Индивидуа- льный стиль дея- тельности, определение зоны ближайшего развития уч-ся Личность, интеллект, способности, мотивация, проф направленность и др. Стиль воспитания, удовлетворенность, соц. заказ
Модель взаимодействия психологической службы с участниками УВП в рамках профориентационной деятельности Направ- ление Админис- трация Учителя УченикиРодители Коррек- ция, развитие Монито- ринг профиль- ной дифференциации Семинары- практикумы, тренинги, индивидуальная работа Индиви- дуальные и групповые занятия Индивидуаль- ные и групповые консультации, семинары – практикумы, тренинги
Модель взаимодействия психологической службы с участниками УВП в рамках профориентационной деятельности Направ- ление Админис- трация Учителя УченикиРодители Психокон сультиро- звание Результаты исследований, консультирование, обеспечение организации контроля за УВП, рекомендации Индивидуаль ные и групповые консультации Взаимодейст вие в системе «ученик-учитель», зона ближайшего развития, др. Индиви- дуальная траектория раз- вития, консульти розвание индивидуальное и групповое Тематичес- кий практикум для родителей, консультиро звание, информационные выпуски
Модель взаимодействия психологической службы с участниками УВП в рамках профориентационной деятельности Направ- ление Админис- трация Учителя УченикиРодители Просве- щение, препода- звание Рекомен- дации Тематиче- ские педсоветы, тренинги, семинары, МО Индиви- дуальные и групповые занятия, информационные выпуски и т.д. Лекторий для родителей, консульти- розвание, информационные выпуски
Ступени (этапы) профилизации Возможность выбора Возможность выбора, самоопределения Возможность выбора, самоопределения, самореализации Начальная школа Основная школа Старшая школа
Сотрудничество с внешкольными организациями по осуществлению профориентационной деятельности Псхоневрологический центр социальной реабилитацииии детей младшего школьного возраста. Псхоневрологический центр социальной реабилитацииии подростков «Рауан». Псхоневрологический центр со-реабилитацииии подростков с делинквентным поведением. Региональный центр «ДАРЫН» - совместная деятельность по проблемам одаренных детей: проведение семинаров, диагностика по выявлению одаренных детей, тренинги с участниками олимпиад, подготовка научных проектов школьников по психологии. Республканскй центр по проблемам наркомании – психологические тренинги психологов, учителей, просветительская работа с учащимися школы.
Сотрудничество с внешкольными организациями по осуществлению профориентационной деятельности Городской центр по формированию привитию ЗОЖ – решение задач по реализации эксперимента « Школа – здоровая среда» ИнЕУ – интегрированные уроки с ведущими специалистами в профильных психологических классах, день открытых дверей, проведение студентами психодиагностической, просветительской и развивающей работы в период прохождения практики: тренингов, классных часов, групп психологической поддержки и т.д. ПГПИ - участие психологов в научных семинарах кафедры психологии, ПГУ - участие учащихся психологических классов в международных Сатпаевских чтениях.
План- сетка проф психодиагностики год Сентябрь Проф. Тип личности Йоваши Анкетирозвание на выбор профессии 9 10,11 (Индивидуально) 9 Октябрь Психодиагностика « Профиль мышления» Мотивация Готовность к профессии (Пряжникова) 5-9 8,10 11 Ноябрь Интеллект Диагностика уровня креативного потенциала Индивидуально Декабрь Самооценка, Проф.направленность Голланда ,11
План - сетка проф психодиагностики год Январь Проф. Тип личности Интеллект 8,10 8 Февраль Готовность к профессии (Пряжникова) 9,10 Март Уровень профессиональной и социальной адаптации, удовлетворенность уровнем обучения 9,11 9,10,11 Апрель Проф. Готовность Комплексная диагностика по профориентации (индивидуально) 9
Автор педагог-психолог СОСШПА 7 ЖданкоГ.В.