Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к изменению окружающих условий жизни, направленных на создание предпосылок нормального функционирования в непривычных условиях обитания и деятельности. Научные подходы к понятию «адаптация»: Научные подходы к понятию «адаптация»: Социологический - это гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, достижение человеком социального равновесия, утверждение себя в мире Социологический - это гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, достижение человеком социального равновесия, утверждение себя в мире Психологический - комплекс реакций и особенностей человека, обеспечивающий постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию; результат этого процесса Психологический - комплекс реакций и особенностей человека, обеспечивающий постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию; результат этого процесса Профильная - адаптация личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации, всем ходом общественного развития объединяет - активная позиция индивида Профильная - адаптация личностных запросов и интересов общества для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным развитием социально-экономической ситуации, всем ходом общественного развития объединяет - активная позиция индивида
Успешность адаптации зависит от: Жизненных целей Жизненных целей Ценностных ориентаций Ценностных ориентаций Их поведенческой реализации Их поведенческой реализации Социальной среды, в которой происходит их реализация Социальной среды, в которой происходит их реализация
Понятие социально- психологическая адаптация подразумевает приспособленность человека к существованию в обществе в соответствии с: Требованиями общества Требованиями общества Собственными потребностями, мотивами, интересами Собственными потребностями, мотивами, интересами
Социально- психологическая адаптация включает комплекс показателей: Возможность выполнять социальные функции успешно строить отношения с коллективом, семьей Возможность выполнять социальные функции успешно строить отношения с коллективом, семьей Способность к продуктивному обучению и труду, к самообслуживанию, к полноценному отдыху Способность к продуктивному обучению и труду, к самообслуживанию, к полноценному отдыху Адекватность в восприятии окружающей действительности в восприятии самого себя в отношениях с окружающими Адекватность в восприятии окружающей действительности в восприятии самого себя в отношениях с окружающими Соответствие между целями, действиями и реально достижимыми результатами между самооценкой и оценкой окружающих Соответствие между целями, действиями и реально достижимыми результатами между самооценкой и оценкой окружающих Изменчивость поведения в соответствии с требованиями ситуации в соответствии с ролевыми ожиданиями Изменчивость поведения в соответствии с требованиями ситуации в соответствии с ролевыми ожиданиями
Критерии оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности: 1) успешность деятельности; 1) успешность деятельности; 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса и эффективно устранять возникшую угрозу; 2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса и эффективно устранять возникшую угрозу; 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и 3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья; психического здоровья; 4)удовлетворенность своей деятельностью, своим положением; 4)удовлетворенность своей деятельностью, своим положением; 5) связывание своих личных планов с этой деятельностью в перспективе; 5) связывание своих личных планов с этой деятельностью в перспективе;
Составители психологи СОСШПА 7 Г.Павлодар