Работа подготовлена Варгановой Светланой Александровной Учителем химии МБОУ «СОШ 8» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым Урок обобщения знаний. Растворы. Электролитическая диссоциация
Эпиграф к уроку: «Дорога к знанию? Ну что же, ее легко понять, Ответить можно сразу. Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, Но меньше, меньше, меньше с каждым разом!»
1. Электролиты 2. Неэлектролиты 3. Диполь 4. Диссоциация 5. Ионизация 6. Гидратация 7. Гидратированные ионы А) Вещества, растворы которых не проводят электрический ток. Б) Молекула, имеющая противоположно заряженные полюса. В) Вещества, растворы которых проводят электрический ток. Г) Ионы, покрытые в растворе слоем из молекул воды. Д) Процесс превращения ковалентной полярной связи в ионную при растворении вещества. Е) Присоединение воды к ионам, атомам или молекулам. Ж)Процесс распада электролита на ионы. Основные понятия урока
Вещества Электролиты Неэлектролиты Проводят электрический ток Не проводят электрический ток Химическая связь: ионная Химическая связь: ковалентная Ковалентная сильно полярная неполярная, слабо полярная Кислоты Органических веществ Щелочи (сахар, глюкоза, спирты) Соли Газы
Типы ионов По заряду Катионы Анионы (+) ионы (–) ионы По составу Простые Сложные H +, Na +, Cl¯ NO 3 ¯, SO 4 2¯, NH 4 + По отношению к воде Гидратированные Негидратированные (в растворах, (в безводных солях) кристаллогидратах)
Кислоты – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода Н + и анионы кислотного остатка HCl = H + + Cl¯ HNO 3 = H + + NO 3 ¯ H 2 SO 4 = 2H + + SO 4 2 ¯
Кислоты Одноосновные Двухосновные (Одна ступень диссоциации) (две ступени диссоциации ) HCl, HBr, HI, HNO 3 H 2 SO 4, H 2 CO 3, H 2 S Трехосновные ( три ступени диссоциации) Н 3 РО 4
Основания – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и гидроксид – анионы ОН ¯ NaOH = Na + + OH ¯ KOH = K + + OH ¯ Ca(OH) 2 = Ca OH¯
Соли – это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотных остатков K 3 PO 4 = 3K + PO 4 3¯ NaNO 3 = Na + + NO 3 ¯ NH 4 Cl = NH Cl¯
Реакции ионного обмена протекают до конца в тех случаях, когда образуются: Малодиссоциирующее вещество Осадок Газ
расшифровать задание и дать определение устно Анеп тиклелотрэ сир Аунер атослик пильдо осль Тадко онаин трогид сиямульэ
Распознавание растворов
Используемая литература: 1. Зошит для лабораторных дослідів та практичних робіт з хімії. 9 клас (авт. Черевань І.І.) Контроль и оценивание учебных достижений учащихся по химии, Буринская Н. М., Титаренко Н. В. 8-9, Перун, Радецкий А. М. « Химический тренажер по неорганической химии », 2004 Гранкина Т. М. « Сборник проверочных работ », 2009 Сборник « Экологическое воспитание школьников ». Тематическое оценивание по химии (пособие), Дехтяренко С. Г., Хандожко И. М., 8, 9, 1, ЛИПС, Тыльдсеп А. А. « Мы изучаем химию », Фельдман, Рудзитис 8-11, Химия. Химия (экспериментальный учебник) 9, Буринская Н. М., Перун, Химия 9, Попель П.П., Слободяник М. С., Академия, 2001, Химия. 9 класс. Новые задания ГИА-2014: вопросы В3, С1, С3, С4. Модели 1 и 2., Под редакцией В.Н. Доронькина, 2013, Химия. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Базовый, повышенный, высокий уровни. Химия. Новые задания ЕГЭ-2014: определение неорганических и органических веществ (задание В6) + 4 новых варианта ЕГЭ ChemPort.Ru Ximicat.com xumuk.ru Химия в СО РАН