Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных группах и институтах 2. Теории среднего уровня Социальные институты: Социология семьи, Социология образования, Социология науки, Социология религии, Социология искусства, Социология политики, Социология труда Социальные общности: Социология малых групп, Социология организации, Социология слоев, классов, Социология толпы, Этносоциология, Феминистическая социология Социальные процессы: Социология девиантного поведения, Социология конфликтов, Социология мобильности и миграции, Социология города, Социология социальных движений Социальные процессы: Социология девиантного поведения, Социология конфликтов, Социология мобильности и миграции, Социология города, Социология социальных движений Лекция 1 Лекция 1
Уровни социологического знания (продолжение) Уровень 3. Фундаментальные общесоциологические теории: Изучение социальных структур Изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции Изучение развития личности Изучение моделей, методик и техники социологических исследований Лекция 1
Основные функции социологии Познавательная Концептуально-описательная Объясняющая Оценочная Идеологическая Практическая Управленческая Образовательная Слайд 1 Лекция 2
Методы социологии Теоретические методы 1. Общество как система 2. Человек – субъект социального действия Эмпирические методы логические последовательные методологические, методические и организационно-технические процедуры Слайд 2Лекция 2
Методы социологии ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИИ: Позитивистский Cоциометрический Диалектико-материалистический Понимающей социологии Структурно-функциональный Слайд 3 Лекция 2
Методы социологического исследования. Методы социологического исследования - конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты. Социологическое исследование обязательно включает в себя: разработка программы и инструментария; сбор информации; подготовка информации к обработке; анализ полученной информации; подведение итогов исследования, выводы и рекомендации. Слайд 4 Лекция 2
Виды социологического исследования Разведывательное (пилотажное или зондажное) Описательное Аналитическое (разновидность - социальный эксперимент) Существуют также: точечное (статика), повторное (динамика), панельное исследования Слайд 5 Лекция 2
Программа социологического исследования Методологическая часть – формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ понятий, формулировка гипотез и задач. Методическая часть – определение обследованной совокупности, характеристика методов сбора социологической информации, логическая структура инструментария и схемы математической обработки. Слайд 6 Лекция 2
Программа социологического исследования Три «нельзя» в социологическом исследовании: нельзя заниматься постановкой «мнимых» проблем (либо не отражающих социальную реальность, либо решенную); нельзя выдвигать проблемы слишком широкого плана (теряется ясность и четкость); нельзя идти на изучение двух проблем в рамках одного исследования (усложняется инструментарий, снижается качество собираемой информации). Слайд 7 Лекция 2
Этапы социологического исследования. Выбор исследуемой проблемы: выбор проблемы, значимой для исследования с помощью научных методов Обзор литературы: обзор существующих теорий и исследований по теме Построение гипотезы:формулировка, определяющая взаимосвязь между изучаемыми переменными Выбор программы исследований: определение методов проверки гипотезы, эксперименты, опросы, наблюдение, изучение существующих результатов и исторических свидетельств Сбор данных: сбор и регистрация данных в соответствии с исследовательским проектом Анализ результатов: поиск связей между фактами, выявленными в ходе исследования Выводы: определение результатов исследования, выявление широкого смысла работы, определение направления будущих исследований Слайд 8 Лекция 2
Основные методы сбора информации Наблюдение. Социальный эксперимент Анализ документов (традиционный и контент-анализ) Социологический опрос (анкетирование, почтовый и Интернет опросы, интервьюирование) Качественные методы (биографический кейс-стади, фокус-групп. Слайд 9 Лекция 2
*********************************** Спасибо за внимание !