Урок обществознания 11 класс Размещено на. Цели занятия: Сформировать представление о социальных конфликтах: их генезисе и логике разрешения; Развивать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАНЯТИЕ 12 Фрагмент электронного учебного пособия «Основы социологии» Автор: Базалук О.С., учитель истории и обществознания МОУ СОШ 2 п.Пангоды.
Advertisements

Социальные конфликты. Конфликты всегда были неотъемлемой частью жизни общества. Конфликт- это столкновение между людьми или большими социальными группами,
Модели описания конфликта: структурная и процессуальная.
Конфликт Г. Спенсер ( ): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы за выживание; общество должно развиваться эволюционно. К.
Социальный конфликт Автор: учитель обществознания МОУ гимназии имени А.С. Пушкина г. Нижнего Новгорода Л.А. Тюлина.
Политический конфликт Презентация к теме « политическая деятельность» 10 класс профильный уровень.
Социальный конфликт столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Конфликтные и кризисные ситуации в политике. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ, ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Социальные взаимодействия. Социальная связь- совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые.
Что такое социальный конфликт? Виды социальных конфликтов Причины социальных конфликтов Стадии социальных конфликтов Составляющие конфликта Участники.
Социальные интересы и формы социального взаимодействия Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
Социальные взаимодействия.. Что такое страта? Что такое стратификация? Кто такие люмпены и маргиналы? Что такое социальная мобильность? Какой бывает социальная.
Н ә би Аида. Типы конфликтов : внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Виды конфликтов 1.По сферам проявления: экономические,
Природа и диагностика социальных конфликтов План занятий Понятие и типология социального конфликта. Социальная напряженность: признаки, этапы, установление.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Социальная структура общества Презентацию подготовил ученик 8- А класса Горин Пётр.
Понятие, структура, функции политической системы общества. Преподаватель : Никитин А. Г. Работу выполнила : Сабирова А. А., 261 гр.
Презентация к уроку по теме: Конфликты и способы их разрешения.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену И судом поспешным не греши. Гнев на друга, может быть, мгновенный Изливать покуда не спеши. Р.Газаматов.
Транксрипт:

Урок обществознания 11 класс Размещено на

Цели занятия: Сформировать представление о социальных конфликтах: их генезисе и логике разрешения; Развивать умение обобщать и систематизировать материал, составлять логическую схему.

План занятия 1.Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. 2. Динамика социальных конфликтов. 3. Массовые действия. 4. Виды и формы протекания социальных конфликтов.

РЕБЯТА! Изучите материал занятия и к его концу составьте схему «Социальный конфликт» Здание

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Противоречия охватывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества- это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт- это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. 1.Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт прежде всего временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами. Большинство социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они считают, что конфликт- это норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности. 1.Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

Конфликт - это повсеместное явление, каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в разной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии. Перед ней поставлены многие вопросы, самыми важными из которых являются: Возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. 1.Причины, функции и субъекты социальных конфликтов

Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества. 1.Причины, функции и субъекты социальных конфликтов Георг Зиммель ( )

Л. Козер в своей классической работе «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что конфликт несет в себе не только разрушительную функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Он вычленяет основные функции конфликта: Образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; Установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений; Социализация и адаптация индивидов и социальных групп; Создание и поддержание баланса сил, власти; Получение информации об окружающей среде (сигнализирует о различных проблемах или недостатках); Стимулирование нормотворчества и социального контроля; Способствование созданию новых социальных институтов. Льюис Козер ( )

Давайте выясним, как социологи рассматривают вопрос о природе и основных участниках социальных конфликтов. Марксистская теория конфликта исходит из учения об общественном противоречии как главной движущей силе социальных изменений. Основу социальных конфликтов составляет борьба за собственность. Один из создателей современной конфликтологии западногерманский социолог Р. Дарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Причиной конфликта, по его мнению, является стремление к доминированию. Ральф Дарендорф ( )

П.А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать: потребность в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Таким образом, основными субъектами конфликтов являются крупные социальные группы. Питирим Александрович Сорокин ( )

Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп: Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в постоянном взаимодействии по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей; Вторичные группы, которые стремятся быть не замешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в его разжигание, а на стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной. Третьи силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

2. Динамика социальных конфликтов Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную, которые взаимодополняют друг друга. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфликтного поведения, конечном исходе конфликта Структурная модель акцент переносит на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику. Ее основная цель - установить параметры, которые влияют на конфликтное поведение и конкретизацию форм этого влияния

2. Динамика социальных конфликтов Стадии социального конфликта Предконфликтная стадия характеризуется формированием конфликтной ситуации- накоплением обострением противоречий (скрытая (латентная) стадия), которая перерастает в инцидент или повод (открытая форма) и выражается в различных формах конфликтного поведения Конфликтное поведение - это действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противоборствующей стороной ее целей, намерений, интересов

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, который сложился у враждующей стороны. Полное разрешение означает прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации Послеконфликтная стадия. На ней должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, установок, ликвидирована социально- психологическая напряженность и прекращена любая борьба 2. Динамика социальных конфликтов РЕБЯТА! Охарактеризуйте стадии одного из социальных конфликтов (домашнее задание предыдущего занятия) Стадии социального конфликта

3. Виды и формы протекания социальных конфликтов В современных условиях каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов: политических, национально-этнических, экономических и др. Политический конфликт - это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Национально- этнический конфликт - это конфликт на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Социально-экономический конфликт - это конфликт по поводу жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам. Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме внутри институциональных и организационных норм и процедур: дискуссий, запросов, принятия деклараций, законов и т.п. РЕБЯТА! Приведите примеры выше перечисленных видов и форм политических конфликтов на примере современной России.

4. Массовые действия Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Они реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных социальных групп, в мобилизации общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ, в прямых акциях социального протеста. Массовый протест – это активная форма конфликтного поведения. Он может выражаться в различных формах: организованного и стихийного, прямого или косвенного, принимая характер насилия или системы ненасильственных действий. Организаторами массовых протестов выступают политические организации и так называемые «группы давления», объединяющие людей по экономическим целям, профессиональным, религиозным и культурным интересам.

Формами выражения массовых протестов могут быть такие как: Митинги; Демонстрации; Пикетирования; Кампании гражданского неповиновения; Забастовки. Каждая из форм употребляется в определенных целях, является эффективным средством решения вполне конкретных задач. Например, одной из распространенных форм современности является забастовка. Современная забастовка - это заранее подготовленная акция с четко сформулированными целями, предварительно обсужденными в коллективах, опирающаяся на признанных лидеров, возглавляемая органом руководства (стачкомом, рабочим комитетом), пользующимися поддержкой прессы, какой-то части парламента и населения. 4. Массовые действия

ВЫВОД: Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей

РЕБЯТА! Вы изучили материал занятия по теме «Социальные конфликты» и должны в итоге составить схему «Социальный конфликт»

Спасибо за работу на уроке! Домашнее задание: Выучите материал урока и подготовьте ответ на вопрос: «Является ли церковь социальным институтом?» Ответ аргументируйте Размещено на