Мотивация к обучению математики
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». В. А. Сухомлинский. Низкая мотивация к обучению математики у учащихся. Нет видимости применения знаний в будущей профессии. Нет контроля, поддержки от семьи. Отрицательное влияние окружения (сверстников).
Актуальность Актуальность данной проблемы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Что не возможно без интереса учащегося к предмету.
Формирование мотивации к изучению математики у учащихся. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме мотивации обучения к математике. Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся. Определить средства, способствующие формированию мотивов к изучению математики. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта. Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике.
Объект Предмет Гипотеза Мотивация учащихся к обучению математики. Процесс развития мотивации к обучению учащихся математике через использование ИКТ. Процесс развития мотивации к обучению учащихся математике будет эффективным, через использование современных педагогических технологий, в частность через использование ИКТ-технологии.
Класс с компьютерным оборудованием, постоянный выход в Интернет. Дидактические материалы (учебники, таблицы, раздаточный материал); электронные пособия по математике, обучающие компьютерные презентации. Информационные Материально- технические
Эта пы Задачи СрокиИндикаторы достижения результата Форма представления результата Подготовител ьный Обработать теоретические материалы по теме проекта. Август Наличие проекта в печатном виде. Наличие плана реализации проекта. Представленный проект на МО. Папка проекта, Таблица плана. Доклад. Определить цели и задач проекта. Составить план реализации проекта Представить проект на МО школы. Реализация проекта Провести анкетирование на уровень мотивации к математике у учащихся. Сентябрь Проведение анкет. (Приложение 1). Диаграмма. Использовать ИКТ-технологии на уроках математики. Октябрь-май Проведение уроков с применением ИКТ. Папка разработок уроков с приложение электронного варианта. Систематически устраивать стендовые конкурсы «Знаток математики». Октябрь-март Участие в общешкольных мероприятиях. Таблица с ответами учащихся. Провести конференцию исследовательских работ в области математики. Февраль Проведение конференции исследовательских работ в области математики. Папка исследовательских работ учащихся. Итоговый Подвести итогов конкурса - портфолио «Знаток математики». Апрель Награждение участников конкурса. Таблица итогов конкурса. Повторное анкетирование на уровень мотивации к математике у учащихся. Апрель Проведение анкет.Диаграмма. Анализ проделанной работы.Апрель Наличие анализа работы по проекту Анализ в печатном виде. Представление результатов на МО школы. Май Представленные результаты на МО. Доклад.
Конечный продукт Повышенный уровень мотивации у учащихся. Банк разработок уроков с использованием ИКТ. Наличие исследовательских работ учащихся. Пополненные портфолио: у учеников, у учителя.
Увеличилась мотивация к обучению у 50 % обучающихся. Критерии эффективности Увеличилось оснащение учителя методической литературой. Повысилось количество учащихся в участие конкурсов.
Ухудшение способности мыслить вследствие чрезмерного использования информаций от компьютеров. Коррекция: стимулирование обучающихся не просто на поиск и сбор информации, а на анализ найденного материала; Вред здоровью при использовании компьютера. Коррекция: выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту; грамотное построение уроков с использованием компьютера; выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения. Наличие в сети Интернет и на электронных носителях некачественной, недостоверной информации. Коррекция: развитие у обучающихся критического отношения к получаемой информации. Прогноз возможных негативных последствий и их коррекция:
«Компьютер на уроке», И.П.Высоцкий, Н.П.Данилова, журнал. «Информатика и образование, 7, 1999 г. - С Информационные технологии в школьном образовании. Апатова Н. В. - М., Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель с Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Анкета "Оценка уровня школьной мотивации". Маркова А.К., Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, – 191 с. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, – 96 с. Интернет-ресурсы.