Информатика в начальной школе 5. Практическая часть – разработка занятия по представленному УМК для 3-го класса
Значение личного опыта Обучение информатике в начальной школе для кого-то давно освоенный путь и они прекрасно знают, как обучать детей информатике в начальной школе, а для кого-то – только начало пути и они хотели бы знать, как это делают другие.как обучать Первые шагают уверенно, вторые только начинают, и потому чувствуют себя при подготовке к уроку робко и неуверенно. ? Что при обучении информатике в начальной школе может помочь и первым, и вторым? Прежде всего имеющийся личный опыт преподавания вообще и, в частности, – в начальной школе! Все остальное быстро придет при помощи УМК, созданного в издательстве БИНОМ, если изучить и использовать все элементы УМК в соответствии с их функциями.функциями 2
Цель практической части нашей видеоконференции Как говорят «Без добрых дел вера мертва», так и без личного опыта практического использования полученной информации – никакая информация «не работает». Поэтому цель следующего этапа нашего общения – разработать урок в целом или какой-либо его фрагмент и, если хватит времени, обсудить, что получилось. В заочно варианте это достаточно сложно, но мы попробуем. Времени у нас мало (всего 30 минут), поэтому предлагаю на выбор несколько заданий. Чтобы легче было ориентироваться. Каждое задание выделено своим цветом в общей презентации и, соответственно – в отдельно выделенной презентации (возможно ее можно будет скачать, а потом на местах доработать и послать мне)
С чего начинаем? Поскольку для конкретной работы нужна конкретная тема, уточняем тему занятия. Например, возьмем тему «Носители информации» и на ее примере разработаем предстоящий урок. Естественно, каждый учитель составит уникальную разработку, какими бы общими рекомендациями он ни пользовался. И это совершенно справедливо, так как каждый будет готовиться дл себя и своих конкретных детей. Если мы готовим занятие дома, тогда делаем это в следующем порядке. Первое. Открываем очередной параграф учебника, например – «Носители информации». «Носители информации» – это тема урока. Второе. Берем методическое пособие «Обучение информатике в третьем классе» и открываем Урок 4 Отталкиваясь от рекомендаций или личного опыта, разрабатываем собственный план предстоящего занятия
Что нежелательно корректировать при подготовке к уроку, используя рекомендации 1. Цель и задачи урока – не корректируем, принимаем их как есть независимо от уровня интеллекта учащихся в данном конкретном классе. 2. Требования к результатам обучения и уровню усвоения учебного материала на данном уроке тоже принимаем, как есть. 3. Учебные тексты в учебнике, хотя учитель вправе что- то пропустить на уроке, поручив детям пропущенное прочитать дома 4. Корректировать задания в рабочей тетради, но праве пропустить выполнение ребятами некоторых из них
Что можно и нужно корректировать при подготовке к уроку, используя рекомендации 1. Можем изменять: – соотношение теоретической и практической частей урока (в смысле распределения времени), – средства достижения целей, – ожидаемые результаты на конец данного урока (в зависимости от интеллекта конкретных детей и конкретного класса в целом), – структуру урока (суть и последовательность этапов относительно рекомендуемых) 2. Соотношение внимания учителя к различным аспектам учебного процесса: интеллектуальному, практическому или воспитательному. 3. Дополнительный дидактический материал, то есть самостоятельно создавать электронные или бумажные дидактические материалы, презентации к року, анкеты для тестирования и вопросы для эвристической беседы и пр
Тема урока одна – технология обучения разная Если в одной и той же школе, один и тот же учитель преподает информатику по одному и тому же УМК в двух или трех разных классах, то ему придется, скорее всего, по разному строить уроки. Например, в одном классе уделить больше внимания интеллектуальному аспекту обучения, в другом – практическому, а в третьем – больше внимания уделить воспитанию школьников, то есть развитию средствами информатики социального интеллекта, непосредственно связанного с духовно-нравственной стороной развития личности ребенка!социального интеллекта
Главное – четко осознать цель и требования Читаем в методических рекомендациях по порядку, отмечая, что подходит (нравится), а что не подходит или не нравится, что непонятно. Например: Цели урока В методических рекомендациях для второго класса сказано: Познакомить детей с наиболее распространенными носителями информации и раскрыть смысл понятия «носители информации» на основе анализа примеров. Продолжить формирование активного словарного запаса в области информатики; Научить распознавать и называть разные виды носителей информации. Иными словами: Дети должны понять, что такое «носитель информации», научиться узнавать носители информации в реальной действительности, описывать их свойства, выбирать наиболее удобный носитель информации для конкретного случая
Тема «Носители информации» 3 класс Цели урока: познакомить учащихся с историей совершенствования носителей информации и показать роль носителей информации в жизни человека; обобщить сведения о носителях информации путем анализа примеров; развивать любознательность и исследовательские качества ребенка, формировать информационную культуру. Педагогические задачи урока: раскрыть смысл понятия и расширить представление учащихся о носителях информации; показать применение носителей информации и дать им краткие характеристики; научить пользоваться понятием «носитель информации» при ответе на вопросы
Тема «Носители информации» 3 класс Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока: уметь приводить примеры различных носителей информации, в том числе технических; уметь различать и называть виды носителей ин формации; понимать, для чего необходимы носители информации. Ключевые понятия: носитель информации, источник информации. Вспомогательные (дополнительные) понятия: следы, бумага, береста, пергамент, лазерный диск, магнитный диск
Осознали цель и требования – а дальше что? Четко осознав ЦЕЛЬ и ТРЕБОВАНИЯ мы должны: Разработать структуру урока – уточнить количество этапов, то есть предполагаемую последовательность видов деятельности учащихся Подобрать адекватные методы для реализации каждого из требований Подобрать соответствующие средства достижения цели Подготовить необходимый учебный материал, который поможет нам достичь поставленные цели за 40 минут учебного времени в классе. Учебного материала должно быть С ИЗБЫТКОМ – нельзя допускать неоправданные паузы, которые во втором классе убивают интерес школьника к занятию! Выбрать (из для себя возможных) стиль и манеру поведения и настроиться на нее в соответствии с конкретной ситуацией в классе, но помнить, что в начальной школе главное – любить детей и предмет, последнее возможно ТОЛЬКО при должной подготовке к уроку. Последнее помогает осуществить наш УМК! Все время помним, какие требования предъявляются к уровню усвоения учебного материала?
Уточняем для себя требования к уровню усвоения учебного материала по теме «Носители информации» В методических рекомендациях приведены такие требования к данной теме: 1. Уметь приводить примеры различных носителей информации 2. Уметь давать характеристику основных носителей информации (бумага, магнитные и лазерные диски) 3.Понимать, что носитель информации используется для хранения информации какое-то время и для ее передачи 4. Применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий анализа 5. Использовать клавиатуру и мышь для управления объектами на экране Первые три требования имеют отношение собственно к теме урока. Четвертое требование в методичке имеет отношение к личности ребенка, к развитию его интеллекта, в частности, к развитию его исследовательских навыков. Пятое требование – к способности ребенка пользоваться компьютером, то есть к его умению управлять экранными объектами с помощью клавиатуры и мыши. По сути своей, все пять требований имеют непосредственное отношение к развитию интеллекта (под интеллектом мы понимаем способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач).интеллекта
Для примера, примем за основу рекомендуемую структуру Делим предполагаемый урок на семь этапов (можно и более подробно, тогда будет соответствующее количество этапов): 1. Разминка или начало урока 2. Знакомство с новым учебным материалом по учебнику 3. Работа в рабочей тетради 4. Подготовка к компьютерному практикуму 5. Работа на компьютере (индивидуальная или групповая) 6. Подведение итогов компьютерного практикума 7. Общее подведение итогов – урока в целом Формулируем для себя ожидаемый интеллектуальный и практический результат проведения занятия (урока) 13
Ожидаемый интеллектуальный результат урока на тему «Носители информации» Заполняем для себя таблицу ожидаемых результатов для конкретного класса, в зависимости от чего распределяем время, силы и средства Ожидаемое достижение Никто 50%Все Узнают носитель информации по образцу, по рисунку Называют свойства носителя информации, показанного (названного) учителем или другими учениками Приводят примеры из собственного опыта использования различных носителей информации Решают простые логические задачи на выбор носителя информации в зависимости от цели его использования
Ожидаемый практический результат урока на тему «Носители информации» Заполняем для себя таблицу ожидаемых результатов для конкретного класса, в зависимости от чего распределяем время, силы и средства Достижение Никто 50%Все Включают/выключают компьютер в соответствии с правилами Находят на рабочем столе и запускают необходимую программу Находят нужное задание в электронном пособии и самостоятельно выполняют его Выполняют все заданные учителем электронные задания, то есть хорошо владеют мышью и клавиатурой для управления объектами на экране монитора
Составляем свой план урока, учитывая разработанную структуру смены деятельности Составляем свой план или корректируем рекомендуемый: то, что нравится – принимаем, что не нравится исправляем, дополняем или игнорируем совсем, встраивая в план и ход урока свое. Но при этом: 1. Постоянно держим перед собой или в уме цель и требования к ожидаемым результатам обучения информатике: 1. в начальной школе вообще, 2. к выпускникам второго класса 3. к данному уроку. 2. В зависимости от особенностей конкретного класса и достижений конкретных детей, смотрим – какие требования уже достигнуты, а в каких – «провал». 3. Осмысливаем структуру урока – составляем собственную структуру или берем за основу рекомендуемую 4. Строим урок в соответствии со структурой и требованиями к учебным достижениям и с имеющимися «провалами» на основе уже достигнутого в данном классе, используя методические рекомендации авторов УМК
Рекомендуемая структура урока – принимаем ее за основу (или разрабатываем свою!)структура урока Время Двенадцатый слайд IIIIIIVVVIVIII ЦОР - ИНТЕРНЕТ 17
Подбираем средства достижения целей в соответствии с требованиями – Требование Средство достижения 1. Уметь приводить примеры различных носителей информации читаем текст в учебнике и рассматриваем иллюстрации 2. Уметь давать характеристику основных носителей информации (бумага, магнитные и лазерные диски) даем общую схему характеристики любого объекта и, в частности, носителя информации и по ней даем характеристику различных объектов 3. Понимать, что носитель информации используется для хранения информации длительное время и для ее передачи демонстрируем несколько принципиально разных носителей информации: реальные объекты и на карточках «бит интеллекта» 4. Применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий анализа пускаем «по рукам» реальные диски магнитные и лазерные, куски бумаги, картона, пластмассы и так далее, чтобы дети могли на них оставить следы и знаки и передать друг другу 5. Использовать клавиатуру и мышь для управления объектами на экране используем электронное пособие для второго класса на диске или используем соответствующие теме урока ЦОРы из единой коллекции
Например, Задание 2 Подобрать средства достижения цели в соответствии с требованиями, то есть заполнить таблицу (можно отредактировать требования)
К заданию 2 Подбираем средства достижения целей в соответствии с требованиями – Требование Средство достижения 1. Уметь приводить примеры различных носителей информации 2. Уметь давать характеристику основных носителей информации (бумага, магнитные и лазерные диски) 3. Понимать, что носитель информации используется для хранения информации длительное время и для ее передачи 4. Применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий анализа 5. Использовать клавиатуру и мышь для управления объектами на экране
Список заданий по второму классу на тему «Носители информации» Вашему вниманию предлагается 12 заданий: Задание 1Задание 1 Задание 2Задание 2 Задание 3 Задание 4Задание 3Задание 4 Задание 5Задание 5 Задание 6Задание 6 Задание 7Задание 7 Задание 8Задание 8 Задание 9Задание 9 Задание 10Задание 10 Задание 11Задание 11 Задание 12Задание