Проект: Автор: Попова М.А. учитель начальных классов МОУ «Раменская основная общеобразовательная школа» © Попова М.А., 2008
Творческое название проекта: Люди и время.
«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством». Белинский В. Г.
Основополагающий вопрос темы: Как личность влияет на историю?
Цели и задачи проекта: Дидактические цели: Формирование исторической грамотности. Формирование аналитического мышления. Формирование навыков самостоятельной работы. Формирование умения работать в группе. Методические задачи: Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, Древней Руси, русских князьях, о военном деле на Руси. Познакомить с историей появления письменности на Руси, архитектурными памятниками Древней Руси. Развивать умение работать с исторической картой.
Проблемные вопросы: Каковы заслуги князя Владимира? Почему стало возможным появление славянской азбуки? Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера? В чем состояла своеобразие Древнего Новгорода?
Участники проекта: учитель начальных классов ученики четвертого класса Время проведения: Четвертый класс Третья четверть Место проведения: Компьютерный класс Предметы Окружающий мир, литературное чтение, ИЗО, кружок по ОПК.
Вопросы учебной темы: Как жили древние славяне? Как началось русское государство? Что ты знаешь о Древнем Киеве и Древнем Новгороде? Как древнерусские мастера создавали рукописные книги? Когда и как появилась славянская азбука? Как Русь отстаивала свою независимость?
Этапы и сроки работы над проектом: Урок 1. Представление проекта.(Представляет учитель.) Осознание проблемы и формулирование основополагающего вопроса. («Мозговой штурм») Выдвижение гипотезы решения. (Формулируется уч-ся. «Круглый стол»)
Урок 2. Формулирование проблемных вопросов. (Используется метод наводящих вопросов.) Создание групп. (Учащиеся делятся на группы, а также выбирают форму представления результатов. Руководитель проекта проводит консультации, следит за ходом обсуждения, помогает планировать роль каждого уч-ся в группе.)
Этапы и сроки работы над проектом: Урок 3 – 4. Проведение эксперимента. (Самостоятельная работа учащихся. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учеников в методически нужное русло. Наряду с уроками, проводится работа во внеурочное время, в том числе на занятиях кружка по ОПК.)
Урок 4 – 5. Создание презентаций, буклетов, тестов, кроссвордов. (Работа проводится на уроках и во внеурочное время в компьютерном классе. Учитель консультирует и оказывает помощь.)
Урок 6. Обобщение результатов. Формулирование выводов. (Каждая группа представляет полученные результаты и отвечает на вопросы присутствующих. Возможно проведение отчета на классном часу «О героях былых времен…») Оценка результатов. Рефлексия. (Группы оценивают работу каждого ученика. Учитель оценивает работу групп в целом.)
Экспериментальный этап: Группа 1. «Как была крещена Русь». Группа 2. «Славянская азбука и ее создатели».
Экспериментальный этап: Группа 3. «Сражение на льду Чудского Озера». Группа 4. «Неповторимый Новгород».
Предоставленные результаты исследований: Презентация «Как была крещена Русь».Презентация «Как была крещена Русь». Тест «Славянская азбука и ее создатели».Тест «Славянская азбука и ее создатели». Кроссворд «Сражение на льду Чудского озера».Кроссворд «Сражение на льду Чудского озера». Буклет «Неповторимый Новгород».
Рекомендации: Мой проект могут использовать учителя начальных классов на уроках окружающего мира, работающие по учебнику Плешакова А. А. «Мир вокруг нас» при изучении темы «Страницы истории Отечества». Частично проект может быть использован на уроках литературного чтения и ИЗО, а также преподавателями факультативов и кружков по ОПК.
Выводы: На основании проведенной работы сделаны следующие выводы: Самостоятельная работа учащихся, обеспечивает активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации, способствует более прочному и осознанному усвоению исторических знаний. Проектная деятельность, опираясь на интерес, развивает познавательную деятельность учащихся.
Ресурсы: Литература: 1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, Мир вокруг нас. 4 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова. 2 полугодие / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир»: 4 класс: к учебному комплекту А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Издательство «Экзамен», Интернет-ресурсы: