Активизация познавательных и читательских интересов младших школьников через нестандартные уроки литературного чтения Автор: Бебнева Инна Фёдоровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 1 филиал в н.п. Лейпи Ковдорского района Мурманской области
Актуальность необходимо дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал
3 Гипотеза : развитие познавательных и читательских интересов учащихся будет наиболее оптимальным в ситуации применения учителем на уроках и во внеурочной деятельности различных технологий
4 Первый этап. Игра «Библиотека» Главная задача – организация чтения, освоение его новых форм: в читальном зале и путём внутри классного обмена
5 - выбор библиотекарей - организация «библиотекарями» коллективных чтений - сбор «библиотекарями» биографического материала об Астрид Линдгрен - оформление уголка читателя «Книги А. Линдгрен в нашей стране» - инструктаж библиотекарей-учеников - создание и заполнение «библиотекарями» таблицы с итоговыми результатами чтения Для этого необходимо провести:
6
7 Второй этап. Собственно подготовительный период Главная задача – активизация детского творчества
8 Домашнее задание 1. Прочитать 8 произведений А. Линдгрен
9 2. Подготовиться к участию в викторине на знание текстов и биографии писательницы. 3. Написать творческие сочинения по книгам А. Линдгрен. 4. Написать стихи на заданные рифмы. 5. Сделать поделки. 6. Подготовить общую инсценировку по сказкам А. Линдгрен под названием «Сказка о сказках».
10 Творческие письменные и устные упражнения Систематизация материалов Собственно литературное творчество Литературоведческие задания Анализ собственного жизненного опыта в связи с читаемым произведением
11 Опыты творчества в разных жанрах: рисунки по мотивам произведений Рисунки по мотивам произведений Линдгрен; Поделки по мотивам произведений Линдгрен; Рисование гербов населённых пунктов, где проживают герои Линдгрен; Рисование гербов населённых пунктов, где проживают герои Линдгрен; Составление викторин и кроссвордов по мотивам произведений Линдгрен. Составление викторин и кроссвордов по мотивам произведений Линдгрен.
12 Собственно литературное творчество Сочинение-фантазия в духе Пеппи; Создание толкового словаря; «Весёлая энциклопедия детских игр»; Сочинение стихов на заданные рифмы; «Книга отзывов».
13
14
15
16
17
18
19
20 Рифма: Пеппи-кепи. Добрая девочка Пеппи Носит чулки и кепи. Очень сильная она, В щепки рубит все дрова. Баклагина Кристина Рифма: Фрёкен бок-колобок-шлепок. К нам приходит Фрёкен Бок, Настоящий колобок. Кто её не будет слушать, Заработает шлепок. Акулич Иван
21
22 Анкетирование 1. Любите ли вы читать? 2. Какова регулярность вашего чтения для души? (Каждый день, несколько раз в неделю, раз в месяц, случайное чтение) 3. Сколько времени в сутки вы тратите на такое чтение? 4. Кто оказывает (оказал) влияние на ваше чтение? 5. Как относятся к чтению в кругу ваших друзей? 6. Для чего вы читаете? 7. Побудительные стимулы вашего чтения? Как формируется круг вашего чтения? 8. Назовите несколько книг, оставивших яркий след в вашем сознании. 9. Назовите любимую книгу или любимого писателя 10. Назовите преимущество чтения перед другими источниками информации 11. Где предпочитаете брать книги? 12. Ваши читательские интересы
23 Выявление интересов чтения декабрь, 2010 февраль,2011
24 Результаты анкетирования 1. Увеличилось количество читающих учащихся каждый день. 2. Повысилась роль родительского влияния на чтение детей. 3. Учащиеся оценили смысл чтения (для самообразования, расширения кругозора). 4. Уменьшилась доля учащихся, читающих из-под палки, принудительно. 5. Увеличилось число детей, уделяющих внимание чтению познавательной литературы
25 Играем и фантазируем вместе с героями Астрид Линдгрен
26 Литературный праздник – это интеллектуальная игра, особенностями которой можно считать Соревновательный характер (группы по интересам, разновозрастные); Ориентированность на литературный материал; Опору на развитие творческих навыков и читательской культуры учащихся (ученик в разных ролях – библиотекарь, переписчик, корректор, художник, зритель и т.д.); Возможность превратить эпизодические развивающие занятия в стройную систему, дающую хорошие результаты; Возможность задействовать сразу всех учеников класса.
27 Вывод: использование нестандартной формы уроков литературного чтения способствует активизации познавательных и читательских интересов учащихся на основе деятельностного подхода