Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. (Древнекитайская мудрость)
Противоречия при организации учебно-воспитательной работы - между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-воспитательную деятельность; между потребностью школьников быть активным участником учебного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями ученик-учитель; между настоятельной необходимостью развития творческого потенциала личности и отсутствием условий для индивидуальной работы с каждым школьником.
Проектно-исследовательская технология позволяет решать ряд задач: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы.
Представление исследований тезисы; научная статья; устный доклад; диссертация; монография; ( научный труд, посвященный исследованию одной темы) популярная статья
Классификация творческих работ Проблемно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.. Исследовательские творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Темы и проблемы детских работ (основная школа) темы выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной); проблемы близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Темы и проблемы детских работ (старшая школа) Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.
Элементы проектной и исследовательской деятельности Мыследеятельностные; Презентационные; Коммуникативные; Поисковые; Информационные
Параметры оценивания успешности обучающихся при выполнении проекта или исследования степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов.