СОСТОЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Григорий Анатольевич Вержицкий, к.п.н., доцент, председатель комитета образования и науки администрации г. Новокузнецка, Почетный работник общего образования РФ
Информация о реализуемых моделях организации профильного обучения в образовательных учреждениях 12 ОУ 41 ОУ 45 ОУ
Экспериментальные площадки СОШ 4 (Центр непрерывного образования Гимназия 48 СОШ 97Гимназия 46 Дворец детского (юношеского творчества им. Крупской СОШ 79 Гимназия 44 Гимназия 59 Лицей 104 Лицей 34 Гимназия 62 СОШ 56
Управление профильным обучением 1 Координационный совет по профильному и профессиональному обучению 2 Районные ресурсные центры 3 Совет руководителей ресурсных центров
Состояние профильного обучения в учебном году Показа- тель Ново- ильинс кий Завод- ской Цент- раль- ный Куйбы- шев- ский Кузнец- кий Орджо- никид- зев- ский Итого по городу Коли- чество про- филь- ных классов Коли- чество 10/11 классов 13/1121/2260/495/62/69/14110/ 108
Количество профилей по районам города
Содержание профилей профильных классов
Качественный показатель по математике как критерий поступления в ВУЗы по профилю Качественный показатель ЕГЭ по математике Поступили в ВУЗы по профилю Лицей 111 Лицей 84 Гимназия 44 СОШ 77 Лицей 35 66% 60% 76% 52% 49% 79% 85% 86% 74% 99%
Ресурсные центры по переходу на профильное обучение Ресурсные центры СОШ 97 Дворец детского (юношеского) творчества им. Крупской Гимназия 73 СОШ 4 «Центр открытого непрерывного образования» СОШ 79СОШ 13Лицей 27Лицей 47 Гимназия 10
Сотрудничество ресурсных центров с образовательными учреждениям СОШ 4 «Центр открытого непрерывного образования» СОШ 79СОШ 13 Лицей 27 Лицей 47 Гимназия 10 СОШ 97 Дворец детского (юношеского) творчества им. Крупской Гимназия 73 ОУ 31 ОУ 55 ОУ 72 ОУ 87 ОУ 103 ОУ 84 ОУ 3ОУ 22 ОУ 5ОУ 49 ОУ 18ОУ 93 ОУ 102Ж.Г. ОУ 14ОУ 77 ОУ 36ОУ 94 ОУ 65ОУ 107 ОУ 19ОУ 56 ОУ 28ОУ 60 ОУ 61 ОУ 24ОУ 71 ОУ 40ОУ 96 ОУ 50ОУ 100 ОУ 9 ОУ 43 ОУ 69 ОУ 90 ОУ 12ОУ 87 ОУ 111ОУ 44 ОУ 103 ОУ 1 ОУ 2 ОУ 52 ОУ 37 ОУ 6ОУ 45 ОУ 8ОУ 92 ОУ 12 ОУ 67
Конкурентные преимущества в деятельности ресурсных центров Создание образовательного пространства самоопределения подростков в отношении выбора профессии на базе ресурсных центров Накапливаемые качественные ресурсы Взаимодействие ресурсных центров с образовательными учреждениями как социальное партнерство Содержание деятельности по дифференциации образования в ресурсных центрах Психолого-педагогическое сопровождение деятельности ресурсных центров Новые подходы к профессиональному образованию обучающихся 7 Создание условий для профильного обучения в рамках ресурсных центров 6
Уровни партнерства Локальный Муниципальный Региональный Федеральный Обучающиеся, родители, учителя Комитет образования и науки, Ресурсный центр района по профильному обучению Учебные заведения начального и среднего профессионального образования Высшие учебные заведения Предприятия Учреждения дополнительного образования Центр занятости населения Институт повышения квалификации Департамент образования и науки КРИПКПРО Областная служба занятости Центр профориентации Профессиональные учебные заведения области Министерство образования и науки РФ АПК ПРО Российская академия образования
Карта профильного обучения Заводского района
Результат перехода на профильное обучение Переход всех образовательных учреждений на учебный план 2004 года Повышение качества профильного обучения Возросший интерес к профориентационной работе со стороны социальных партнеров: учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования, ряда предприятий Социальная адаптация и ориентация на местный и региональный рынок труда Использование и привлечение ресурсов социального партнерства Повышение эффективности модели профильного обучения муниципальной системы образования Укрепление и совершенствование учебно-материальной базы образовательных учреждений Создание системы управления профильным обучением
Показатель эффективности деятельности образовательных учреждений 34, 4, 11, 26, 31, 44, 62, 84, 49, 29, 56 34, 44, 49, 56, 84
Совпадения по реализуемым профилям Номера общеобразовательных учреждений Профиль общеобразовательных учреждений 48, 55, 103 Физико-математический 62, 26 Физико-математический 11, 12, 41, 84 Гуманитарный, химико- биологический 73, 43, 91 Социально- гуманитарный 27, 56, 76 Физико-математический 29, 60, 64, 86, 61 Информационно-технологический
Проблемы профильного обучения Недостаточные ресурсы для качественного профильного обучения у ряда школ Не все общеобразовательные учреждения используют возможности ресурсных центров Несогласованность взаимодействия образовательных учреждений по организации профильного обучения Недостаточный уровень ресурсного обеспечения для реализации профильного обучения Слабая подготовка педагогических кадров к реализации профильного обучения
Факторы, создающие ограничения для перехода на профильное обучение 1Не развивается дистанционное обучение2Медленный переход на индивидуальные учебные планы4Насыщение рынка труда по ряду профессий3Демографическая ситуация в регионе
Задачи профильного обучения Необходимо продолжить работу по созданию условий в муниципальной системе образования для осуществления профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы Разработать систему мониторинга, оценивая образовательные результаты профильного обучения, используя возможности созданного Центра мониторинга Создать систему взаимодействия образовательных учреждений с учреждениями профессионального образования Рассматривать профильное обучение как один из путей повышения качества обучения и как один из важнейших показателей эффективности деятельности