Информационно- коммуникационные технологии в реализации контроля и оценки учебных достижений учащихся
Одна из задач повседневного учительского труда - необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны
Письменный опрос – количество оценок возрастает, но много времени уходит на проверку. Устный опрос – большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок.
Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе все большее применение. Бумажный вариант Электронный вариант
Тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции Диагностическая функция – выявление уровня знаний, умений, навыков учащегося. Обучающая функция – мотивирование учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Воспитательная функция – проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля.
Этапы реализации тестирования Тестирование по учебным элементам содержания. Такое тестирование можно проводить: - при изучении нового материала – тестовые задания могут стать оперативной «обратной связью» по усвоению учащимися отдельных учебных элементов содержания;- при проверке домашнего задания; Тематическое тестирование содержания раздела или главы. Его можно осуществлять: - при повторении и закреплении учебного материала; - при проведении зачетов. Итоговое тестирование содержания всего учебного курса.
Тестирование по учебным элементам содержания Контролирую щее Обучающее
Обучающее тестирование позволяет ученику разобраться в первоначальных понятиях изучаемого вопроса: выяснить, что именно им понято неправильно, и в дальнейшем исправить допущенные ошибки. Тренажеры, расположенные на сайте: /4/mc/discipline%20OO/hi/18/hps/10/ hp/26/p/page.htmlhttp://fcior.edu.ru/catalog/meta /4/mc/discipline%20OO/hi/18/hps/10/ hp/26/p/page.html Интерактивные упражнения. Электронный учебник «Химия», издательства «Просвещение – МЕДИА»
Контролирующее тестирование позволяет учителю определить, какие именно структурные единицы стандарта не усвоены учащимися и вовремя скорректировать учебный процесс. Тесты, составленные в программе MS Excel Тесты, расположенные на сайте: mc/discipline%20OO/hi/18/hps/10/h p/23/p/page.html mc/discipline%20OO/hi/18/hps/10/h p/23/p/page.html
Тематическое тестирование Для проведения тематического тестирования я использую тесты, составленные в программе MyTest.
Положительные моменты тестирования с использованием ИКТ устраняется возможность подсказок и списывания; возрастает познавательная активность учащихся при изучении предмета; использование обучающе-контролирующих тестов, интерактивных упражнений при изучении нового материала приводит к активизации учащихся, позволяет проводить обсуждение материала в режиме «мозгового штурма», когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и предположения; улучшается психологическая атмосфера в группах учащихся. Учитель перестает быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний. возрастает количество контрольных мероприятий, что позволяет осуществлять своевременную проверку знаний учащихся по большинству разделов изучаемого курса. преподаватель, используя статистические данные, может оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие темы учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.
Итоговое тестирование Учащиеся работают в бланках, составленных по типу бланков ЕГЭ Для проведения итогового тестирования я использую бумажный вариант, так как для заданий творческого характера (заданий типа С) не предназначена ни одна компьютерная программа.
Тестирование в режиме on-line Найти демонстрационные версии ЕГЭ и тесты по предметам можно на сайтах: При проведении занятий в профильной группе для учащихся, собирающихся сдавать экзамен по химии, я провожу тестирование в режиме on-line.
Отрицательные моменты тестирования с использованием ИКТ удобство применения этой формы проверки знаний целиком зависит от заложенного программного обеспечения, а также от имеющейся компьютерной техники(как правило в учебном кабинете всего один компьютер) могут возникать трудности с согласованием расписания работы компьютерного класса и проводимых контрольных мероприятий необходимость хотя бы минимальных навыков работы ученика на компьютере. ограничения по способам ввода ответной информации. Тестовые методы контроля не исключают возможности угадывания ответа и не дают информации о логике мыслительной деятельности ученика.
Выводы Использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и умений учащихся. Компьютерные тесты являются достаточно мощным измерительным инструментом. Они могут успешно применяться для обучения и контроля знаний учащихся. Тесты имеют свои границы применимости, и знание этих границ дает возможность качественно подготовить и использовать тестовый контроль.