Технология обобщения педагогического опыта г.Чердынь г.
- совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков - полученное в результате активного практического взаимодействия с объективным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики (словарь С.И.Ожегова). Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира ОПЫТ:
Педагогический опыт Система приобретенных преподавателем приемов обучения и воспитания, практическое их освоение и совершенствование в процессе работы Совокупность знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе образовательнай деятельнасти «Педагогическая энциклопедия»
Критерии ПО Актуальнасть Научная обоснованность Наличие в опыте элементов новизны Высокая результативность (эффективность) Стабильнасть результатов и достаточная проверка во времени Оптимальнасть Перспективность
В педагогике опыт имеет уровневую организацию 1-уровень – традиционный, в ключе старой педагогики, но дающий устойчивый положительный результат 2-уровень- передовой педагогический, реализующий прогрессивные идеи и опирающийся на развивающуюся науку, вносящую в содержание практики новации
Опыт может различаться: по широте круга участников (отдельный педагог, группа преподавателей или коллектив учреждения образования); по содержанию (может носить комплексный, всесторонний характер или отражать преимущественно отдельные из основных направлений педагогической деятельнасти, систему работы по какой-либо проблеме, опыт освоения новых технологий и т.д.)
Опыт может различаться: по длительнасти (опыт, который функционирует кратковременно и длительна); по степени научной обоснованности (ППО может находиться на стадии эмпирической или научно- теоретической обоснованности); с точки зрения новизны (может носить репродуктивный характер и новаторский)
Передовой педагогический опыт это результат творческого поиска учителей, приносящий лучшие (по сравнению с массовой практикой) результаты за счет оптимальнай и эффективной организации процесса обучения и воспитания, модификации существующих форм, методов и приемов учебной и воспитательнай работы
Актуальный ая, ое; лен, льна, льна. [лат. Actualis - деятельный] 1)злободневный; важный, существенный для настоящего времени; 2)существующий, проявляющийся в действительнасти.
Конкурс «Учитель года» – конкурс педагогического мастерства он проявляется главным образом на уроке, занятии – представленный на конкурс опыт должен главным образом касаться образовательнаго процесса ПО, представляемый на конкурс– система методов, приемов и средств обучения, разработанных автором или заимствованных и удачно применяемых им в практике и направленных на решение актуальных проблем преподавания предмета, образовательнай области, направления
Уровни приобретения ПО 1-ый уровень- накопление и обобщение опыта работы педагога «для себя» в процессе повседневной образовательнай деятельнасти 2-ой уровень - анализ, обобщение и описание передового опыта с целью передачи его другим участникам образовательнаго процесса
Изучению и обобщению может подлежать Целостная система педагогической деятельнасти; Система работы педагога по какой-либо одной проблеме Опыт освоения новых технологий
Подходы к обобщению опыта Системный: раскрывается суть авторской дидактической системы с описанием всех частей и их взаимосвязей, позволяющих использовать данную систему в разнообразных педагогических ситуациях
Подходы к обобщению опыта Объектный (компонентный): выделяются и анализируются отдельные компоненты деятельнасти педагога; система работы педагога по какой-либо одной проблеме; опыт освоения новых технологий
Этапы изучения и обобщения собственного педагогического опыта Выбор предмета изучения, обобщения: что изучать, т.е. тема; Анализ существующих практик решения выбранной проблемы; Непосредственное изучение личного опыта: сбор данных, фактического материала;
Этапы изучения и обобщения собственного опыта Обработка фактического материала: математико-статистический подсчет, процентное или графическое выражение; Анализ и обобщение материала, вычленение главного, особенного, обобщенного и единичного;
Этапы изучения и обобщения собственного опыта Интерпретация полученных данных: установление причин, соотнесении с существующей практикой; Описание опыта, его оформление; Трансляция опыта
Формы трансляции ППО Открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат и другие (практический уровень) Педагогические чтения, конкурсы профессиональнаго мастерства, фестивали педагогического творчества, мастер-класс, школа педагогического мастерства и другие (методический уровень) Публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии и другие (научный уровень)
Описание опыта работы Описать опыт- значит раскрыть систему конкретных педагогических действий автора (порядок действий, методику, примеры и т.д.)
Приступая к осмыслению и описанию собственного опыта, необходимо ответить на вопросы: 1. Какие задачи (цели) обучения и воспитания решаете Вы в своей деятельнасти?
Приступая к осмыслению и описанию собственного опыта, необходимо ответить на вопросы: 2. Какие на Ваш взгляд факторы успешности содержатся в Вашей работе? (за счет чего Вы добиваетесь успеха в педагогической деятельнасти, что «своё» Вы внесли в общую практику)
Тема опыта работы Содержит предмет рассмотрения (то о чем говорится)
Примеры тем: предмет рассмотрения- система деятельнасти педагога по развитию творческих способностей учащихся посредством включения в образовательный процесс средств народной педагогики Тема – «Развитие творческих способностей учащихся средствами народной педагогики»
Примеры тем: Предмет рассмотрения – учебно- методическая работа педагога-биолога, основанная на использовании в образовательнам процессе технологии многомерных дидактических инструментов Тема «Использование технологии многомерных дидактических инструментов в обучении биологии»
Примеры тем: предмет рассмотрения – учебно-методическая работа учителя начальных классов, основанная на использовании в образовательнам процессе по предмету «Человек мир» технологии критического мышления Тема опыта
Структура описания опыта работы Титульный лист Текст (до 5 страниц) состоит из 3-х частей введение основная часть заключение литература К опыту могут прилагаться приложения (не более 5 страниц)
Введение Во введении обозначаются базовые идеи и ценности образования, которых придерживается автор; обосновывается выбор темы, определяется ее новизна и актуальнасть; характеристика опорных научных теоретических подходов; раскрываются противоречия в практике субъекта образования, на решение которых направлен творческий опыт педагога; указываются цель и задачи, решаемые в представленном опыте работы
Проблема цель, задачи Разрыв (рассогласованность, несоответствие) таким образом ….. Реальная педагогическая практика примеры, статистика Актуальнасть направления педагогической деятельнасти ученые, занимавшиеся этой проблемой
Подходы к описанию ПО: Исследовательский (представляется ретроспектива собственных педагогических исследований) Рефлексивный (анализ и обоснование своей педагогической находки, объяснение её действенности на основе теории и практики работы в школе)
Исследовательский подход Сопоставление их с теоретически ожидаемыми Анализ результатов Педагогические действия Построение гипотезы Обнаружение и анализ проблемы
Тема: Формирование классного коллектива посредством включения учащихся в КТД Цель опыта работы: содействовать формированию классного коллектива посредством включения учащихся в КТД
Цель опыта работы: содействовать формированию классного коллектива посредством включения учащихся в КТД Задачи (исследовательский подход): 1. Изучить существующие подходы к формированию классного коллектива. 2. Разработать воспитательную систему формирования классного коллектива посредством включения учащихся в КТД. 3. Внедрить разработанную систему в собственную педагогическую практику. 4. Провести анализ результативности проделанной работы.
Цель опыта работы: содействовать формированию классного коллектива посредством включения учащихся в КТД Задачи (рефлексивный подход): 1. Формировать у учащихся ценностное отношение к дружбе. 2. Воспитывать уважительнае отношение к личности другого человека. 3. Содействовать формированию таких личностных качеств как эмпатия, толерантность, отзывчивость,…. 4. ……..
При использовании цитат необходимо обязательна делать ссылки на авторов и источники, из которых заимствован материал.
Основная часть Предъявляется сущность педагогических нововведений Раскрывается последовательнасть педагогических действий Содержание деятельнасти (соответствие поставленной цели и задачам) и система педагогических средств для достижения поставленной цели и задач Описание эффективных методов и приемов работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленной целью и задачами, технология их применения Описание и анализ результатов, достигнутых на основе научно обоснованной педагогической техники. Соответствие результата поставленной цели Демонстрируется результативность опыта Отражаются перспективы развития
Раскрывая собственную дидактическую систему, автор должен представить: Что он делает (содержание) Как (последовательнасть и условия) Зачем (с какой целью) Какой результат получает (динамика изучаемых показателей) За счет чего это происходит
Особое внимание уделяется раскрытию последовательнасти нововведений, давших положительный результат, и описанию используемых эффективных методов и приемов работы
Заключительная часть Масштаб и границы применимости опыта Уровень транслируемости идей и практических наработок Примеры использования другими педагогами
Литература Список использованных источников включает только те книги, статьи из журналов, сборников, газет, которые были использованы Последовательнасть расположения источников в списке соответствует очередности ссылки на них по тексту
Оформление списка литературы Дубовик, В. И. Дошкольнае образование / В.И.Дубовик, В.В. Иванов. – М.: Просвещение – – 89 с.
Приложения Следует включать только авторские разработки, необходимые для полноты раскрытия опыта работы: Дидактические материалы Методические разработки Иллюстрации Список публикаций автора и др. Приложения оформляются на отдельных листах и нумеруются (приложение 1, приложение 2 и т. д.).
В описании опыта работы материал подается от 3-его лица (автор отметил), либо без указаний на личность (было сделано наблюдение)
Типичные ошибки при обобщении и описании опыта: Обобщение опыта подменяется описанием реальнаго плана деятельнасти педагога; Не находится истинная основа для обобщения; В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный; При обобщении опыта происходит углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта; Описывается не существующее, а желаемое; Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле