Открытый урок по теме: «Сложносочиненное предложение».
Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочиненных предложениях по значению и союзам, о знаках препинания между частями сложносочиненных предложений, о построении схем ССП; развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы; воспитание патриотизма, умения общаться и сотрудничать, любовь к родному языку и литературе.
Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам. Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями и расставлять знаки препинания в ССП.
I. Оргмомент. Подготовка к ГИА (В11) Синтаксическая пятиминутка. То сам себя не понимал я, то мир не понимал меня.
II. Словарно-орфографическая работа. Укажите виды словосочетаний, главные и зависимые слова, способ связи. Прим_пять платье, прим_пять друзей, к_бинет д_ректора, жить дружно, к_нцер?ный рояль.
- Что такое словосочетание? - Чем оно отличается от предложения? - Назовите виды словосочетаний.
III. Актуализация изученнего. 1. Сделайте синтаксический разбор предложения. Дымилась роща под горою и вместе с ней горел з_кат.
2. Работа по карточкам. Расставьте знаки препинания и объяснить их значение. а) Имя поэта создавшего «Слово о полку Игореве» зат_рялось (в) веках. б) Отстаивая идею единства Русской земли автор бес_мер?него произведения защищал мирную жизнь и труд своего народа и в этом смысле его можно назвать н_родным поэтом.
3. Определите типы предложений, их смысловые отношения и связь. Расставить знаки препинания. Гр_идущие годы таятся во мгле Но вижу твой жребий на светлом челе. Вновь я пос_тел Тот уголок земли где я провёл Изгнанником два года (не) заметных. Луна сияла июльская ночь была тиха. Сам себя не пон_мал я либо мир меня не пон_мал. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.
Чем отличается ССП от других типов сложных предложений? В каком отношении друг к другу находятся части ССП? Какими средствами связи соединены части ССП? Назовите группы сочинительных союзов. Перечислите союзы, относящиеся к каждой группе. Изложите правило постановки знаков препинания между частями ССП. При каком условии запятая между частями речи не ставится?
4. В 1 колонку выпишете простые предложения с однородными членами, во 2 колонку – ССП. Расставить знаки препинания. Ветер по морю гуляет и к_кораблик подгоняет. Небо нависло над самой землей и тонет земля в снегу. В лесу т_шина и среди т_тишины только голос кукушки. Север дыши_т ветром ночи и полынь к_лышет.
5. Какая из указанных схем соответствуют данному предложению? 1.[ = – ] 1, или [ – =] 2 а) Ч_черемуха душистая, ра_увесившись, стоит, и зелень з_золотистая на солнышке г_рит 2.[ – =] 1, и [ – =] 2 б) А потом позвонил медведь да как начал р_ведь. 3.[ = – да =] в) Остан_ся до утра под сенью нашего шатра или пробудь у нас и доле. 4.[ = или = ] г) На струях воды м_рцали отражения звезд, или волна б_жала к ним.
- Что общего в способах связи однородных членов предложения и частей ССП? - Чем отличается постановка знаков препинания при однородных членах и между частями ССП?
6. Работа с текстом 1 вариант Выписать ССП, СПП и подчеркнуть грамматическую основу. Подлинный герой поэмы «Слово о полку Игореве» - Русская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность. Княжеские дружины для Автора – « русские сыны», « русские полки», которых ждут « жены русские». … Наступила невеселая година, и стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое « это великое» говорить. Из-за усобиц поганые со всех стран приходили с победами на землю Русскую. ( По Е. Осетрову). 2 вариант Выписать ССП и подчеркнуть грамматическую основу. Грозы, звериный свист, клики Дива - все дурные предвестия не могут сдержать Игоря. Он ничего не видит, не слышит, а между тем поход продолжается и Русская земля остается за холмами. Поход длится своим чередом, и наконец русичи перегораживают красными нитями степь, ища себе чести, а князю славы. (По Е. Осетрову). Записать 1 предложение и объяснить значения тире.
7. Индивидуальная работа. Найти примеры ССП и простых предложений с однородными членами союзами в «Слове о полку Игореве» или из литературы о нем.
IV. Домашнее задание Написать сочинение-миниатюру «Читая «Слово о полку Игореве…» с использованием ССП» - 1 уровень, выписать ССП из «Слова о полку Игореве..» - 2 уровень, упражнение 61 (п) – 3 уровень.
Дополнительный материал Задание для 1 варианта: выписать простые предложения, подчеркнуть грамматическую основу. Расставить знаки препинания. Задание для 2 варианта: выписать ССП и подчеркнуть грамматическую основу. Расставить знаки препинания. 1. Вновь показалась луна и все вокруг заблистало. 2. Я сел с карандашом и стал записывать. 3. Обнялись облака и уснули без грусти. 4. Стало холодно и экскурсию отменили.