Урок биологии 11 класс
Мотивация урока: Мы дышим днем и ночью кислородом. Мы получаем продукты питания и не задумываемся над тем, где и в результате какого процесса происходит образование кислорода и питательных веществ?
Тема урока:
Универсальность фотосинтеза К. Тимирязев Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь.
Цель урока: Формирование у учащихся понятия о фотосинтезе как об одном из способов автотрофного питания.
Задачи урока: 1. Научить школьников выявлять причинно- следственные связи лежащие в основе процессов фотосинтеза и составляющие сущность его световой и темновой фаз. 2. На основе системного подхода формирование понятий организм- единое целое, взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями, взаимосвязь организма с окружающей средой. 3. Формировать у старшеклассников убежденность в том, что фотосинтез имел глобальное значение для исторического процесса формирования биосферы нашей планеты.
Общебиологические понятия: 1. Взаимосвязь между строением и выполняемыми функциями на разных уровнях организации: клетки, ткани, органы, организм. 2.Организм- единое целое. 3. Обмен веществ. 4. Взаимосвязь организма с окружающей средой.
Тематические понятия: Функции листа как части побега. Взаимосвязь функций листа, стебля и корня. Функции клеток и тканей листа, стебля и корня. Роль хлорофилла и космическая роль зеленых растений. Влияние света на растения. Фотосинтез, газообмен, фазы фотосинтеза: световая и темновая; фотолиз воды.
Задание для 1 группы: Значение фотосинтеза (выписать в тетрадь) Выявить приспособления корня к всасыванию воды с растворенными минеральными солями (работа над понятием связь строения с выполняемыми функциями) Придумать вопрос – суждение.
Задание для 2 группы: Значение фотосинтеза(выписать в тетрадь) Выявить во внутреннем строении стебля взаимосвязь с корнем, приспособление к проведению веществ.(работа над понятием организм – единое целое, связь строения с выполняемыми функциями) Придумать вопрос-суждение.
Задание для 3 группы: Значение фотосинтеза (выписать в тетрадь) Микроскопическое строение листа Выявить взаимосвязь строения с выполняемыми функциями, обмен веществ. Придумать вопрос-суждение.
Фотосинтез Исходные продукты: ВОДА + УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ На свету Конечные продукты: ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА+КИСЛОРОД
Что нужно для фотосинтеза
Строение корня
Строение стебля
Строение листа
Вывод Корень всасывает воду с растворенными минеральными солями в зоне всасывания при помощи корневых волосков и по сосудам проводит в стебель В стебле восходящий ток идет по сосудам древесины в лист.
Строение хлоропласта
Фазы фотосинтеза
Организм – единое целое
Закончить фразу: Вещества необходимые для фотосинтеза… Орган в котором протекает фотосинтез… Органоид в котором протекает фотосинтез… Фазы фотосинтеза… Побочным продуктом фотолиза воды является… АТФ образуется в … фазе. Газ необходимый для фотосинтеза... Вещество образующееся в темновую фазу… Растения по способу питания относятся… Космическая роль фотосинтеза…