Пять базовых стратегий конкуренции Подготовила Левшина Ольга
Цель конкурентной стратегии- достижение превосходства над конкурентами.
Базовые стратегии конкуренции: 1. Стратегия лидерства по издержкам 2. Стратегия широкой дифференциации 3. Стратегия оптимальных издержек 4. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек 5. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции.
Стратегия лидерства по издержкам - привлечение покупателей за счет минимизации издержек производства Примеры компаний: Nucor и Cooper Tire Уровень издержек зависит от многих факторов: Масштаб производства Обучаемость и накопление опыта Приобретение ключевых ресурсов: привлечение независимых или объединенных в профсоюз работников; экономия на крупномасштабных закупках; региональные различия Связь с другими звеньями цепочки ценности компании
Совместное использование оборудования и ресурсов Вертикальная интеграция вместо системы подряда Политика первопроходца или последователя Загрузка производственных мощностей Выбор стратегии и производственных решений: увеличение или сокращение услуг, количества потребительских свойств товара, времени доставки заказа покупателям, каналов распространения компании и т.д.
Недостатки стратегии лидерство по издержкам: 1. Стратегия чревата затяжной войной цен (потери из- за снижения цен приведут к снижению рентабельности компании); 2. Компания должна помнить, что методы снижения издержек не всегда будут ее исключительной собственностью и что конкурентам легко воспроизвести их; 3. Лидер рискует чрезмерно увлечься снижением издержек; 4. Лидерство по издержкам очень непрочно: технологический прорыв или создание еще более экономичной модели цепочки ценности сводит к нулю с таким трудов завоеванное преимущество.
Стратегия широкой дифференциации - привлечение покупателей за счет максимального отличия продукции компании от аналогичной продукции конкурентов Примеры компаний: Mercedes, Rolex, McDonalds Успешная дифференциация позволяет компании: Назначить на свой товар или услугу более высокую цену и/или Увеличить объем продаж (отличительные потребительские свойства товара привлекают дополнительных покупателей) и/или Повысить уровень приверженности покупателей своей торговой марке (некоторые покупателей высоко ценят дополнительные потребительские свойства продукции).
Стратегия дифференциации может оказаться неудачной в следующих обстоятельствах: Создание дифференцирующего свойства, которое с точки зрения покупателей не снижает его затрат и не дает новых преимуществ. Чрезмерная дифференциация, когда цена намного превышает цену конкурентов, а свойства превосходят потребности потребителя. Отказ от оповещения потребителей о новых свойств товара, надеясь, что покупатель сам заметит и оценит их. Непонимание или незнание того, какие свойства товара покупатель считает ценными.
Стратегия оптимальных издержек – повышение потребительской ценности за счет более высокого качества при ценах на уровне конкурентов или ниже Примеры компаний: Toyota Самый удачный конкурентный подход здесь гибридный: стратегия оптимальных издержек требует от компании опыта и возможностей одновременного снижения издержек и дифференциации товара.
Недостатки стратегии оптимальных издержек: Существует риск оказаться зажатыми между компаниями, стремящимися к лидерству по издержкам, и компаниями, проводящими политику дифференциации продукта. Лидеры отраслей могут вытеснить компанию из сегмента покупателей, чувствительных к цене, а также ценящих качество и индивидуальный дизайн.
Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе низких издержек. Ориентация компании на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет более низких издержек производства. Сфокусированная (нишевая) стратегия на базе дифференциации продукции. Ориентация на узкий сегмент покупателей и вытеснение конкурентов за счет предложения товаров или услуг лучше удовлетворяющих потребности покупателей. Примеры компаний: Porsche, Horizon, Cannondale (элитные модели горных велосипедов), Ritz-Carlton.
Успех сфокусированных стратегий низких издержек и дифференциации определяется наличием определенных условий: Достаточный размер сегмента, обеспечивающий прибыль и перспективы роста Достаточное количество сегментов и ниш в отрасли, позволяющее выбрать привлекательный сегмент, соответствующий возможностям и ресурсам компании Отсутствие интереса к сегменту со стороны большинства лидеров Наличие у компании, желающей обслуживать сегмент, соответствующего опыта и ресурсов.
Недостатки сфокусированных стратегий: 1. Всегда существует вероятность того, что конкуренты найдут пути вытеснения компании с узкого целевого сегмента; 2. Нужды и предпочтения потребителей целевого сегмента могут трансформироваться в нужды и предпочтения, характерные для покупателей большинства сегментов.
Спасибо за внимание!