«Могучая кучка» Это творческое содружество композиторов, существовавшее в России на рубеже –х годов 19 го века, получило название «Балакириевский кружок», или «Могучая кучка».
Огромный вклад в популяризацию русской музыки и развитие национального исполнительского искусства внесли пианисты и дирижеры, братья Рубинштейны. В «Могучую кучку» также вошли Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин, а его основателем и руководителем был М. А. Балакирев.
Н.Г. и Н.Г. И А.Г. Рубинштейны
Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки, их творчество было тесно связано с историей и бытом России, с музыкальным и поэтическим фольклором, с древними обычаями и обрядами. Важное значение для них имела народная крестьянская песня. Бережно собирая и изучая народные мелодии, они видели в них источник вдохновения и основу своего музыкального стиля.
Название «Могучая кучка» вышло из статьи критика В.В.Стасова
Члены кружка, не имевшие профессионального музыкального образования, приобретали мастерство под руководством М.А.Балакирева. Ярко одаренный композитор, способный дирижер, пианист-виртуоз, Милий Алексеевич Балакирев имел немалый опыт и пользовался огромным авторитетом.
К 1870 году М.А.Балакирева начинают преследовать неудачи как в его общественной деятельности, так и в личной жизни. Изменяются его отношения с членами «Могучей кучки». Борьба с жизненными невзгодами привела М.А.Балакирева к длительному душевному и творческому кризису. В начале 80-х годов он возвращается к музыкальной деятельности. Но это уже был другой человек – замкнутый и утративший прежнюю энергию.
М. А. Балакирев, Возглавлявший «Могучую кучку».