Басова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Свердловского района Орловской области
2 Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой
3 Укажете ошибочное суждение: (задание А4 из КИМов ГИА) 1) В слове ПОЗДНО звуков меньше, чем букв. 2) В конце слова СКЛАД происходит оглушение согласного. 3) В слове СЕРЕНЬКИЙ мягкость согласного [н'] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове ОБЪЯСНИЛ все согласные звуки звонкие.
4 Укажете ошибочное суждение: (задание А4 из КИМов ГИА) 1) В слове ПОЗДНО звуков меньше, чем букв. 2) В конце слова СКЛАД происходит оглушение согласного. 3) В слове СЕРЕНЬКИЙ мягкость согласного [н'] на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове ОБЪЯСНИЛ все согласные звуки звонкие.
5 Едят там вилками компот Там пьют из чашек бутерброд Из хлеба с сыром там котлеты Из мяса свежего конфеты С начинкой зладкой суп с фасолью В тарелках всё там варят с солью.
6 Едят там вилками, компот Там пьют из чашек, бутерброд Из хлеба с сыром там, котлеты Из мяса свежего, конфеты С начинкой зладкой, суп с фасолью В тарелках, всё там варят с солью.
7 Укажете наиболее точное определение БСП: 1. это такое сложное предложение, части которого соединяются интонацией. 2. это такое сложное предложение, в котором части соединены только смыслом и интонацией, а союзы и союзные слова не используются. 3. это такое сложное предложение, в котором части соединяются без помощи союзов и союзных слов.
8 Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события, происходящие последовательно друг за другом или одновременно. [ ], [ ]. (И)
9 Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть дополнительные знаки препинания). [ …]; [ …].(И)
10 Двоеточие в БСП Отношения [ ]:[причина] [ ]:[пояснение] [ ]:[дополнение] Проверка потому что, так как а именно что, как (и увидел, и услышал, и почувствовал)
11 Тире в БСП Отношения [ ] - [ противопоставление ]. [ время ] – [ ]. [ условие ] – [ ]. [ ] – [ сравнение ]. [ ] – [ вывод, следствие ]. [ ] - [ быстрая смена событий, неожеданный результат ]. Проверка а, но, да (= но) когда, если как, словно, будто так что, поэтому и, а
12 Расставьте знаки препинания в соответствии со схемами 1. [условие] [ ]. 2. [ ] [причина]. 3. [ ] [ ]. – последовательность или одновременность 4. [ ] [пояснение]. 5. [время] [ ]. 6. [О, О, О] [ ]. 7. [ ] [неожеданный результат].
13 Расставьте знаки препинания в соответствии со схемами 1. [условие] - [ ]. 2. [ ] : [причина]. 3. [ ], [ ]. – последовательность или одновременность 4. [ ] : [пояснение]. 5. [время] - [ ]. 6. [О, О, О]; [ ]. 7. [ ] ; [неожеданный результат].
14 Расставьте знаки препинания в соответствии со схемами 1. [условие] - [ ]. 2. [ ] : [причина]. 3. [ ], [ ]. – последовательность или одновременность 4. [ ] : [пояснение]. 5. [время] - [ ]. 6. [О, О, О]; [ ]. 7. [ ] - [неожеданный результат].
15 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление Причина Время Пояснение Условие Дополнение Вывод, следствие И увидел, и услышал…
16 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление 1Причина Время Пояснение Условие Дополнение Вывод, следствие И увидел, и услышал…
17 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление 1Причина Время Пояснение Условие Дополнение Вывод, следствие 2И увидел, и услышал…
18 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление 1Причина Время Пояснение Условие Дополнение Вывод, следствие 2И увидел, и услышал… 3
19 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление 1Причина Время 4Пояснение Условие Дополнение Вывод, следствие 2И увидел, и услышал… 3
20 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление 1Причина 5 Время 4Пояснение Условие Дополнение Вывод, следствие 2И увидел, и услышал… 3
21 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление 1Причина 5 Время 4Пояснение 6 Условие Дополнение Вывод, следствие 2И увидел, и услышал… 3
22 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление 1Причина 5 Время 4Пояснение 6 Условие 7Дополнение Вывод, следствие 2И увидел, и услышал… 3
23 Ключ: Тире предложения Двоеточие предложения Противопо- ставление 1Причина 5 Время 4Пояснение 6 Условие 7Дополнение 8 Вывод, следствие 2И увидел, и услышал… 3
24 Из простых предложений составьте два бессоюзных с двоеточием и тире. Мы решили остаться дома. На улице сильный ветер.
25 Из простых предложений составьте два бессоюзных с двоеточием и тире. Мы решили остаться дома. На улице сильный ветер. 1. Мы решили остаться дома: на улице сильный ветер. [ ] : [причина]
26 Из простых предложений составьте два бессоюзных с двоеточием и тире. Мы решили остаться дома. На улице сильный ветер. 1. Мы решили остаться дома: на улице сильный ветер. [ ] : [причина]. 2. На улице сильный ветер – мы решили остаться дома. [ ] - [вывод, следствие].
27 А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», глава 5 (сон Татьяны) Полное собрание сочинений 1964 года: Трёхтомник 1989 года: Он знак подаст – и все хлопочут; Он пьёт – все пьют и все кричат; Он засмеётся – все хохочут; Нахмурит брови – все молчат. Он знак подаст : и все хлопочут; Он пьёт : все пьют и все кричат; Он засмеётся : все хохочут; Нахмурит брови : все молчат.
28 Задание В8 из КИМов ГИА. Среди предложений найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. …(24)А Гриничка всё пел! (25)Постепенно голос его креп, старик вставал и, отмахнув корявые руки назад, как бы приглашал взглянуть на это прошлое… (26)Раскатисто, могуче пел о казачьих набегах и удалом Стеньке Разине. (27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (По Ю.Сергееву)
29 Задание В9 из КИМов ГИА. Среди предложений найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. …(22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своём истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует её всем своим существом. (23)За какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения поженал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. (25)Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять летал. (По Б.Полевому)
30 И.С.Тургенев. Лес и степь. Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять, потому что птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана… Вы проходите мимо дерева, а оно не шелохнётся, потому что оно нежется. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете её за близкий лес, и вы подходите, а лес превращается в высокую грядку полыни на меже.
31 И.С.Тургенев. Лес и степь Хороши также летние туманные дни… В такие дни нельзя стрелять: птица, выпорхнув у вас из-под ног, тотчас же исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана… Вы проходите мимо дерева оно не шелохнётся: оно нежется. Сквозь тонкий пар, ровно разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Вы принимаете ее за близкий лес; вы подходите лес превращается в высокую грядку полыни на меже.
32
33 Пол..же твоё сердце у чтения (1)Книга и чтение были предметом просил..явления во все времена и у всех народов. (2)Еще при зар..ждении письменности, почти шесть тысяч лет назад, в одном египетском папирусе было написано..о (3)Пол..же твоё сер..це у чтения... (4)Какие уд..вительно задушевные слова! (5)Книга и чтение это великие учителя и воспитателя человеческих душ. (6)Вдумаемся в слова А. И. Герцена: (7)«Вся жезнь человечества последовательно ос..дала в книге племена, люди, государства исчезали книга оставалась. (8)Она р..зла вместе с человечеством, в неё криста..изовались все учения, петр..ставшие умы, и все страсти, петр..ставшие сердца.» В.А.Бородина, С.М.Бородин. «Учим… читать»
34 Положе твоё сердце у чтения (1)Книга и чтение были предметом просилаявления во все времена и у всех народов. (2)Еще при зарождении письменности, почти шесть тысяч лет назад, в одном египетском папирусе было написаноно: (3)«Положе твоё сердце у чтения...» (4)Какие удивительно задушевные слова! (5)Книга и чтение - это великие учителя и воспитателя человеческих душ. (6)Вдумаемся в слова А. И. Герцена: (7)«Вся жезнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали - книга оставалась. (8)Она розла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, петряставшие умы, и все страсти, петряставшие сердца.» В.А.Бородина, С.М.Бородин. «Учим… читать»
35 ПАПИРУС – 2) свиток из склеенных полосок стебля растения папирус, на котором писали древние египтяне и другие древние народы; древняя рукопись на таком свитке.
Домашнее задание: Используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете фразу: «Положе твоё сердце у чтения» (задание С2.2 из КИМов ГИА)
37 Оценка 1. Знание теоретического материала. 2. Умение определять смысловые отношения в БСП. 3. Умение конструировать БСП. 4. Умение находить БСП в тексте. 5. Умение решать нестандартные лингвистические задачи.
38 Какими словами описали бы вы своё состояние после урока: 1. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. 2. Ах, как я устал от этой суеты… 3. Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет. 4. Готовиться к экзамену не так-то просто!