«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 17 «Сказка» комбинированного вида
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно» Л. Выготский
Актуальность работы. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань « модному » направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения в природе, позволяющего сохранять, окружающий мир в первозданном виде. Проектно-исследовательская деятельность, бесспорно, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий.
Цель: С помощью проектно – исследовательской деятельности повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность.
Задачи: 1. Обучать детей проектно - исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними. 2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 4. Расширять представления о значимости живой и неживой природы в жизни человека. Развивать экологическое сознание. 5. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента. 6. Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания
Принципы проектно-исследовательской деятельности Системности. Соответствие возрастным особенностям. Интеграции. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье. Учитываем индивидуальные особенности.
Этапы развития проектно – исследовательской деятельности. I этап – изучение личностных качеств детей, индивидуальных возможностей; проведение диагностики знаний детей о экологической культуре. II этап – создание предметно-развивающей среды, составление учебно-тематических планов. III этап – совместная деятельность с детьми, направленная на развитие экологической культуры, через проектно – исследовательскую деятельность.
Содержание работы по формированию экологической культуры Познавательные занятия. Экскурсия в природу. Трудовая деятельность в уголке природы, на цветнике и на огороде. Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др. Дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные игры. Проведение музыкальных и спортивных развлечений. Оформление выставки детских работ. Наблюдение за живой и не живой природой, за трудом взрослых. Проектно -исследовательская деятельность
Формы работы с детьми Подражательско – исполнительская Развивающая Творческая
Формы работы с детьми. 1. Подражательско - исполнительская. На этом этапе дети участвуют в проекте на вторых ролях, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему. 2. Развивающая. На этом этапе дети могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Реже обращаются к взрослому. Активно организуют совместную деятельность со сверстниками, развивается самоконтроль, самооценка, принимают проблему, уточняют цель. Проявляют готовность участвовать в проектах. Самостоятельно находят проблемы. 3. Творческая. На этом этапе развивается и поддерживается творческая активность детей, создаются условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Формы работы с детьми
Спасибо за внимание!