ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА Косогорова Наталья Ильинична, социальный педагог МКОУ «СОШ 12» 14 марта 2012 год
Ц ЕЛЬ СЕМИНАРА : Раскрыть актуальность проблемы « П сихологическое насилие в жизни ребёнка»
З АДАЧИ : Раскрыть понятие «психологическое насилие» Провести анализ проблемных ситуаций Наметить пути решения проблемы Предложить виды помощи семье и детям
ВИДЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ Физическое насилие
Сексуальное насилие ВИДЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Пренебрежение потребностями ребёнка ВИДЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Эмоциональное или психологическое насилие ВИДЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Психологическое насилие - воздействие на психику человека путем запугивания, угроз, с тем чтобы сломить волю потерпевшего к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
Психологическим насилием является: отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка; оскорбление или унижение его человеческого достоинства; угрозы в адрес ребенка; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству; предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму. обвинение в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребенка; подвергание ребенка аморальным влияниям; причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
Английский психолог Алиса Миллер формулирует «правила», которые помогают убить душу ребёнка: 1. Родители – хозяева (не слуги!) зависимого от них ребёнка. 2. Они определяют, что хорошо, что плохо. 3. Ребёнок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся – виноват он. 4. Родители всегда должны быть защищены. 5. Детское самоутверждение в жизни создаёт угрозу авторитарному родителю. 6. Ребёнок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше. Всё это должно произойти, пока ребёнок ещё совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить родителей.
Категории отношений между родителями и ребёнком, которые относятся к психологическому насилию: Эмоциональная отгороженность Враждебное отношение Непоследовательность Неумение признать Неумение развивать
К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется: задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников); импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (кусание ногтей, вырывание волос), злость; попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у подростков); уступчивость, податливость; ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева; депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность; запущенность, отсутствие заботы о детях - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском обслуживании, присмотре; не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес, ребенок постоянно голодает, попрошайничает или крадет пищу; брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища; нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи; не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно; устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.
СИНДРОМ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ ТЯЖЕСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧАСТОТА И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗРАСТ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
В ИДЫ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ Наблюдения учителя, психолога школы, социального педагога, социального работника Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей Психотерапевтическая помощь родителям и детям Привлечение к занятиям родительской группы Постановка на учёт в ПДН, к наркологу, консультации врачей, юристов Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье
Если ваш ребенок (подросток) говорит вам, что подвергается насилию, то: Поверьте ему. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает очень эмоционально, с подробностями, эмоции соответствуют пережитому состоянию. Не осуждайте его. Ведь совершил насилие другой человек, а пострадал ваш ребенок. Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, показывая, что понимаете всю тяжесть его страдания. Не преуменьшайте его боли, говоря, что "не случилось ничего страшного, все пройдет...". Не отвергайте его, если он, обратившись к вам, встретит осуждение, страх, гнев, то что может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие.