Ключевые компетенции учителя в контексте качества образования
Правительственная Стратегия модернизации образования «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.
Обновление образовательных стандартов Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности…все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни.
Классификация компетенций Профессиональные /специальные/, необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности; Надпрофессиональные, необходимые, чтобы эффективно работать в организации; Ключевые, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену данного общества для его успешной социализации, этот класс компетенций определяет те из них, которые являются общими, универсальными для любой деятельности,
Компетентность рассматривается как «... самостоятельно реализуемая способность, основанная на приобретенных знаниях ученика, его учебном и жизненном опыте, ценностях и наклонностях, которую он развил в результате познавательной деятельности и образовательной практики». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: 2002.
Компетентность личностные возможности; уровень образования личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.
Компетенция круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом, что позволяет ему быть успешным в жизни.
Образовательная компетенция – заранее заданное социальное требование /норма/ к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
компетентность – это проявленная компетенция человека. Компетентность может включать в себя набор компетенций, которые обнаруживаются в различных сферах деятельности» компетентность остается характеристикой человека, а компетенция – тем, что он уже владеет / способность, умение/.
Составляющие элементы понятия "компетенция": знания, навыки, способность, стереотипы, усилия.
По видам компетенции можно классифицировать: ключевые, базовые, функциональные.
Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Это компетенции широкого спектра.
Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности.
Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.
ключевые компетенции – это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении (профессиональной ) подготовки.
Признаки ключевых компетенций: многофункциональность, надпредметность, междисциплинарность, многомерность.
Перечень ключевых компетентностей: 1. компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. 2. Компетентность в сфере гражданско – общественной деятельности/выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя/
3. Компетентность в сфере социально- трудовой деятельности/ в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации/ 4. Компетентность, в бытовой сфере /включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч./
5. Компетентность, в сфере культурно-досуговой деятельности /включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность/
«Стратегия модернизации содержания общего образования» в РФ «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
Ключевые компетенции в контексте качества образования качество целей, качество содержания, качество обучения, качество результата.
От администрации: отчеты, справки От ученика: индивидуальный подход От науки: положения современной науки От государства: требования к модели выпускника (стандарты и т.д.) От родителей: ожидания 32. Требования к уровню компетентности учителя (аттестация)
1. Владение содержанием и методологией предмета 2. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса 8. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта 7. Умение управлять инновационным процессом (построить, провести и проанализировать эксперимент) 6. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация) 3.Знания валеологических требований к уроку и умения использовать их при проектировании учебного процесса 4. Владение приемами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями 5. Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета 36. Система профессиональных компетенций учителя
Проблема учителяВиды деятельности, направленные на решение соответствующих проблем Учитель планирует деятельность и свою, и ученика, отталкиваясь не от целей, а только от количества часов и/или содержания предмета Освоение технологии планирования от конечной цели (модульной технологии планирования) При анализе, планировании и организации учебного процесса учитель не видит проблем ученика, не видит ситуативных микроизменений, происходящих с учащимися на уроке Освоение приемов и технологий определения структуры познавательной сферы учащихся; использование технологий уровневой дифференциации и индивидуализации учебного процесса, освоение приемов рефлексивного анализа состояния класса Учитель не умеет разводить цели ученика и учителя, не умеет анализировать и корректировать структуру целей Освоение приемов проектирования целей для ученика в форме диагностируемых результатов, а для учителя – в видах управленческой деятельности В работе учителя преобладает монологический тип общения Освоение и активное применение способов и приемов эффективного общения: диалога, полилога, «мозгового штурма» и т.д. Учитель на уроке обучает ученика преиму- щественно через левое полушарие Освоение и использование приемов обучения, требующих опоры на мыслительные навыки синтеза, обобщения, эмоциональную и образную память, кинестетический канал приема и переработки информации 34. Проблемы учителей и возможные направления работы по решению этих проблем
самооценка экспертная оценка путем прямого наблюдения за работой на уроках и целевого анализа уроков тестирование уровня знаний и умений по каждой из компетенций 37. способы анализа уровня компетенции учителя