Важным аспектом продуктивного общения является умение выслушать собеседника. Прочитав вопросы, оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей системе: «Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
«Так бывает почти всегда» – 2 балла, «В большинстве случаев» – 4 балла, «Иногда» – 6 баллов, «Редко» – 8 баллов, «Почти никогда» – 10 баллов.
Вы могли набрать от 20 до 100 баллов. Чем больше полученная сумма балов, тем в большей степени развито у вас умение слушать собеседника. Результат более 62 баллов свидетельствует о том, что вы слушатель «выше среднего уровня»
Старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника Дайте собеседнику время высказаться. Не торопите его. Проявите полное внимание к собеседнику. Дайте ему понять, что вы его не только слушаете, но и слышите (случайного кивка, восклицания или одобрения порой достаточно) Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Не лицемерьте, не притворяйтесь. Не отвлекайтесь. Плохого слушателя все отвлекает. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентрирует свое внимание только на словах партнера. Ищите истинный смысл слов собеседника. Его можно узнать в тональности, окраске голоса, мимике, жестах, движениях и наклонах тела. Следите за главной мыслью. Не отвлекайтесь на частные факты. Приспосабливайте темп мышления и речи под партнера по общению.
МИМИКА – это координированные движения мышц лица, отражающие внутреннее, эмоциональное отношение человека. По лицу человека можно понять больше, чем он может или хочет сказать.
Скорбь Сильная злость Безразличие Скепсис Злость Враждебность Ухмылка Грусть Негодование Застенчивая радость Глубокая печаль Недоумение
1. Проявляйте искренний интерес к людям и их проблемам 2. Улыбайтесь, людям приятно встречать улыбающихся людей, о них редко думают плохо. 3. Человек будет очень расположен к вам, если вы помните, как его зовут. 4. Исключительное внимание к говорящему – это наиболее важный фактор. Ничто не льстит собеседнику, как внимание. 5. Заводите разговор о том, что интересует вашего собеседника. 6. Уважайте достоинства других людей. Если вы хотите иметь друзей – дайте им возможность превзойти вас. Мудрый не выставляет мудрость напоказ.
При знакомстве старайтесь смотреть собеседнику в глаза. Улыбайтесь. Здороваясь или знакомясь, первым протягивает руку старший, женщина – мужчине, учитель – ученику, начальник – подчиненному. При обращении к незнакомому человеку, а так же в официальной обстановке говорите «Вы». Это означает «Ты один стоишь многих!»