Цель: Формировать у участников семинара-тренинга навыков по подготовке и проведения занятия с учащимися. Задачи: Познакомить учащихся: С правилами безопасного поведения при пожаре; Правилами коллективной эвакуации из здания школы; Прививать учащимся навыки предвидения опасности. Рекомендованное оборудование: плакаты, DVD, видеофильмы, пособие РИПКСО ХОД ТРЕНИНГА Тренер сообщает участникам тему и цель занятия. Обучение ведется в малых группах. Участники делятся на 4 группы.
Группам предлагается привести возможные причины пожаров в школе. РАБОТА С ПОСОБИЕМ: ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА: Неосторожное обращение с огнем; Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами; Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями; Устанавливая новогоднюю елку, не украшать ее игрушками их горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные гирлянды и бенгальские огни. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя их комнаты, где установлена елка.
Занятие начинается с изучения правил безопасного поведения детей при возгорании. Вопросы для обсуждения: Что наиболее опасно при пожаре? Как поступить, если вы заметили огонь или дым в помещении? Как вы будете выходить из задымленного помещения? Кому вы сообщите о пожаре?
ОТКРЫТЫЙ ОГОНЬ опасны лучистые потоки, испускаемые пламенем уже через 30 секунд после возникновения пожара ТЕМПЕРАТУРА СРЕДЫ опасны вдыхание горячего воздуха (поражение верхних дыхательных путей, удушье и смерть), ожоги кожи
ТОКСИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ Опасны окись углерода, а также продукты горения, выделяющиеся из синтетических и полимерных материалов. Нарушается координация движения, наступает кислородное голодание, приводящее к остановке дыхания ПОТЕРЯ ВИДИМОСТИ ВСЛЕДСТВИЕ ЗАДЫМЛЕНИЯ Опасно нарушение организованного движения (эвакуации) людей. Эвакуация затрудняется или становится невозможной ПОНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ КИСЛОРОДА Опасно уменьшение концентрации кислорода в воздухе при сгорании различных веществ и материалов. Понижение содержания кислорода на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма
По ходу занятия учитель знакомит детей с особенностями проведения коллективной эвакуации из школы. Проводится следующая тренировка: По желанию учащихся выбирается 1 группа из 3-5 человек, которые будут наблюдать за действиями остальных. Педагог предлагает остальным учащимся по команде выстроиться в цепочку и тихо, без крика, двигаться к выходу из класса и далее по коридору и лестнице – из школы. За ходом учебной эвакуации наблюдает первая группа и затем комментирует действия 2 группы. Учитель также дает свой комментарий, как и группа наблюдателей. Затем группы меняются ролями.
Девизом обучения личной безопасности может стать лозунг: «БУДЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ, НО ОСТОРОЖНЫМ И ВНИМАТЕЛЬНЫМ!»
При возникновении пожаров действовать спокойно и решительно; Услышав сигналы тревоги, необходимо спокойно двигаться к ближайшему открытому выходу; Если движению мешают вещи (портфель, рюкзак), следует бросить их; Если в помещении проникает дым, нужно защитить органы дыхания мокрой тряпкой (носовым платком, шарфиком); Нужно стараться не приближаться к стене, ограждению. Стеклянным витринам и другим частям здания, к которым толпа может прижать и придавить, лучше держаться в середине потока людей;
Пальцы рук нужно сцепить перед грудью в замок, руки держать на уровне груди, локти развести в стороны, подбородок прижать к груди. Такая поза («Ежик») позволяет спокойно дышать в давке. Необходимо провести с учащимися несколько тренировок по принятию такой позы, отрабатывая ее до автоматизма. Следует стараться идти вместе с толпой, чтобы она не сбила с ног. Если все-таки ребенок упал, то ему необходимо свернуться в клубок, как ежику, подбородок прижать к груди, колени подтянуть к голове, голову обхватить руками. (при наличии спортивного зала с матами нужно провести с учащимися несколько тренировок по принятию такой позы).
На уроках по изучению правил пожарной безопасности больше внимания следует уделить: 1. Правильному практическому выполнению учащимися мер, обеспечивающих безопасный выход из горящего или задымленного помещения: Защищать глаза и органы дыхания; Передвигаться пригнувшись или ползком; Двигаясь по лестничной клетке, держаться за поручни или стены и дышать через влажный платок. 2. Обучению школьников правильной герметизации дверей с целью защиты от проникновения дыма; 3. Изучению устройства и правил пользования огнетушителями марок ОХП-10, ОУ-2 и внутренним пожарным краном; 4. Нарисуйте в своей рабочей тетради план эвакуации вашего класса и отработайте порядок эвакуации детей.
1. Какую дополнительную информацию вы получили? 2. Можно ли использовать полученную информацию при обучении детей? 3. Что бы вы хотели еще узнать?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! РАЗРАБОТАЛ: преподаватель-организатор НВП и ОБЖ осш имени М.Горького Атанов С.Г.©