« Прямая и отрезок » Тема урока : « Прямая и отрезок » Цели урока : 1) систематизация знаний о взаимном расположении точек и прямых ; 2) знакомство со свойством прямой ; 3) рассмотрение приема практического проведения прямых на плоскости ( провешивание ).
1. Начертите прямую. Как её можно обозначить ? 2. Отметьте точку С, не лежащую на данной прямой, и точки D, E, K, лежащие на этой прямой. 3. Используя символы принадлежности, запишите предложение « Точка D принадлежит прямой АВ, а точка С не принадлежит прямой а ». 4. Используя рис.1 и символы принадлежности, запишите, какие точки принадлежат прямой в, а какие – нет.
– Сколько прямых можно провести через данную точку А ? – Сколько прямых можно провести через две точки ? – Через любые две точки можно провести прямую ? Итак, через любые две точки можно провести прямую и притом только одну. Это утверждение назовем свойством прямой. 5. Начертите прямые XY и MK, пересекающиеся в точке О. – Сколько общих точек может быть у двух прямых ? 6. На прямой а отметьте последовательно точки A, B, C, D. Запишите все получившиеся отрезки. (AB, BC, CD, AC, AD, BD)
7. Начертите прямые а и b, пересекающиеся в точке M. На прямой а отметьте точку N, отличную от точки M. – Являются ли прямые MN и а различными прямыми ? – Может ли прямая b проходить через точку N? 8. Дана прямая EF, точка A не принадлежит прямой EF, точка B принадлежит прямой EF. Может ли прямая AB пересекать отрезок EF?
Решить задачи : 1) Сколько точек пересечения могут иметь три прямые ? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте соответствующие рисунки.
2) На плоскости даны три точки. Сколько прямых можно провести через эти точки так, чтобы на каждой прямой лежали хотя бы две из данных точек ? Рассмотрите все возможные случаи и сделайте рисунки.