Инклюзивное образование: сопровождение обучающихся с ОВЗ
Инклюзивное образование Инклюзивное образование - это возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива лицея Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное обучение В основу такого обучения положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Принципы инклюзивного образования 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Виды включенности детей с ОВЗ в образовательное пространство общеобразовательные классы Коррекционные классы 1-2 ОВЗ одаренные дети Общеобразовательн ый класс одаренные дети 1-2 с ОВЗ
Включение – это: НЕ наличие специализированных классов в обычной средней школе; НЕ обучение ребенка в средней школе без необходимой поддержки; НЕ интеграция 1 или 2 детей вне школы и без учета равных возможностей; НЕ тогда, когда дети приходят на 1-2 часа в среднюю школу из специализированной.
Группы учащихся: 1.Учащиеся, имеющие инвалидность, посещающие ОУ 2. Учащиеся часто и длительно болеющие 3. Учащиеся с девиантным поведением 4.Учащиеся, имеющие коррекционные программы обучения 5. Учащиеся с низким уровнем адаптации
Условия включения детей с ОВЗ в образовательный процесс специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ; разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе; наличие систематического комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения образовательного процесса; специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду.
Организация инклюзивного образовательного процесса в классе 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей класса. 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка. Составление Индивидуальной образовательной программы и Индивидуального образовательного плана (при необходимости). 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей. 4 Создание комплексных условий для совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. 5. Мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
Технологии организации инклюзивного образования Диагностическое обследование на ПМПК Сопровождение специалистами ПМПк в процессе обучения Индивидуальная образовательная программа (с индивидуальным учебным планом), рекомендации ПМПК и ПМПк для учителей и специалистов сопровождающих ребёнка Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка Формы многоуровневой подачи учебного материала и организации урока
Технологии организации инклюзивного образования Информационнo-коммуникационные технологии Технологии и методы работы фронтально со всем классом, в малых группах, индивидуально Использование дифференциального и индивидуального подхода при оценивании знаний и умений учеников
Условия освоения образовательной программы учащимися с ОВЗ учет индивидуальных особенностей обучающихся; обеспечение преемственности этапов образования; разнообразие видов деятельности и форм общения обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их особенностей; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся; создание безбарьерной среды в ОУ
Основные требования к организации образовательного процесса раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы; использование специальных методов, приемов и средств обучения индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников; организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.
Специальные профессиональные компетентности компетентность в оценке особенностей освоения учебной программы учащимися (временных и качественных характеристик) компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса компетентность в создании условий, необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ компетентность в создании условий, сохраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту детей с ОВЗ
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!