Учитель химии Варивцева Т. В.
Введение Глава 1. Организация исследовательской деятельности на уроках химии Глава 2. Использование исследовательской деятельности в практической работе учителя химии Заключение
О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещения дух И опытат, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель А. С. Пушкин Исследовательская деятельность позволяет развить у детей умение вычленять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области.
Этапы подготовки учителя к проведению урока, включающего исследования учащихся Анализ содержания учебного материала (объем, новизна, познавательная и практическая значимость в системе знаний), выявление возможности создания проблемной ситуации. Анализ предшествующего опыта- Оценка имеющихся знаний та использования конкретных и умений учащихся. методических приемов. Планирование этапов работы, выбор способов управления исследованиями учащихся. Принятие решения о целесообразности выбранной структуры урока
Урок по теме: «Охрана окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами». 11 класс
Работа в парах с литературой по теме урока. Карточки с индивидуальными заданиями: Тяжелые металлы вокруг нас Применение металлов в полиграфии Тяжелые металлы и нефтехимия Применение тяжелых металлов в электротехнике Бытовая химия и парфюмерия Что такое отходы производства? (примеры производств) Окружающая среда и промышленность Поступление тяжелых металлов в среду посредством транспорта, коррозии. Загрязнение среды деятельностью сельского хозяйства
Структура урока, включающего исследование свойств вещества. Актуализация знаний учащихся Постановка целей исследования Проведение теоретического анализа Построение гипотезы Составление плана экспериментальной проверки и его выполнение Обсуждение результатов и формулирование вывода Подведение итогов работы учащихся на уроке
Урок – зачет 10 класс «Природные источники углеводородов» Девиз урока «Топить печь сырой нефтью, это все равно, что сжигать в ней деньги» Д.И. Менделеев «Нет отходов, есть неиспользованное сырье…»
Проведем несколько исследований: В воду нальем немного сырой нефти; проверим : а) плотность, б) растекаемость нефти по поверхности, в) ее растворимость. Проверим горение: полоску фильтровальной бумаги смочить нефтью и поджечь; наблюдать за процессом.
Смоделировать аварию нефтяного танкера и найти решение экологической проблемы – убрать разлитую по поверхности нефть. Даны: бумага, опилки, спички, кристаллизатор, вода, нефть. Предложить варианты решения проблемы
На магнитной доске транспаранты: вертолет, графит, микроорганизмы. Предложите способы очистки воды от нефти с использованием этих объектов.