Автор: Сомова Светлана Рудольфовна, учитель литературы и русского языка высшей категории. МОУ «Гимназия 83» города Ижевска.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Advertisements

Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней.
Анализ стихотворения Автор презентации: Логачева О.А., учитель русского языка и литературы Анализ стихотворения Автор презентации: Логачева О.А., учитель.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по творчеству И.С.Бунина Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы.
ТЕМА: ЦЕЛИ: 1. На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. 2. Развивать.
Анализ стихотворения. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема.Тема 2. Идея (основная мысль). 3. Каков основной мотив стихотворения (основное.
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Буриме …..ЛОШАДКИ …..ПРЯТКИ …..КУСТАМИ …..ПИЖАМЕ.
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Тема природы и человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
ТЕМА: ЦЕЛИ: 1.Н а основе анализа текста подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения в жанре эссе, закрепить знания о типах и стилях речи. 2.Р.
Транксрипт:

Автор: Сомова Светлана Рудольфовна, учитель литературы и русского языка высшей категории. МОУ «Гимназия 83» города Ижевска.

Поэзия – это мышление образами. Умение увидеть и показать мир с неожиданной стороны, непривычное в привычном. Говорить одновременно о вечности и о своём времени. Искусство внушать чувства и мысли окольным путём помимо прямых значений слов. Умение располагать слова так, чтобы в них одновременно мерцали, просвечивали одно сквозь другое несколько значений. Поэзия – это высшая форма существования языка.

Считают, что поэтом можно назвать того, кто находит новые способы организации смысла в тексте. Кто обладает даром повышенного внимания к внутренней форме слова (сближение корней, выявление заключённой в слове образности). Кто обладает даром чувствовать внешнюю форму слова – его звучание, графику. Все мы находимся во власти родного языка. Но поэт ещё и сам в известном смысле берёт на себя функцию народа: отбирает слова, вводит новые, меняет их значения, правила их соединения.

Один из величайших русских лириков не уставал повторять, что поэзия есть ложь и что поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится. Он утверждал, что поэт – это сумасшедший, никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор. Это мнение никого иного, как А.А.Фета.

Задачи урока. Развивать учебно-познавательную компетенцию. Овладеть приёмами анализа стихотворения путём исследования. Развивать коммуникативные компетенции: умение вести беседу и обсуждение в группе и в классе, умение аргументировать своё мнение.

Поэт обладает даром чувствовать внешнюю форму слова – его звучание, графику. Что такое рифма? Какие способы рифмовки вы знаете? Виды рифм? Что такое стихотворный метр? Какие стихотворные размеры вы знаете? Что вы знаете о безударной стопе? Как называется стопа, когда оба слога ударные? Что достигается этим? Что такое строфа? Какие бывают строфы?

Двусложные стихотворные метры. Хорей. Ямб `_ _ |`_ _ | _ _ |`_ _ |`_ _ `_ _ |`_ _ |`_ _ |`_ _ | _ _`_ | _`_ |`_`_ | _`_ | _ _ _`_ | _`_ | _`_ | _`_ | _

Трёхсложные стихотворные метры. Дактиль Амфибрахий Анапест `_ _ _ |`_ _ _ |`_ _ _ _`_ _ | _`_ _ | _`_ _ _ _`_ | _ _`_ | _ _`_

Рифма и метр. Охарактеризуйте отрывок с точки зрения рифмы и размера. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. `_ _ |`_ _ | _ _ |`_ _ _ _ |`_ _ | _ _ |`_ _ _ |`_ _ | _ _ |`_ _ `_ _ |`_ _ |`_ _ |`_

Вспомним, что мы говорили о поэте и поэзии. Соотнесите некоторые суждения и средства изобразительности и выразительности. Вспомните определения литературоведческих терминов. Искусство внушать чувства и мысли окольным путём помимо прямых значений слов. Умение располагать слова так, чтобы в них одновременно мерцали, просвечивали одно сквозь другое несколько значений. Считают, что поэтом можно назвать того, кто находит новые способы организации смысла в тексте. Метафора Олицетворение Эпитет Повтор Гипербола Градация Параллелизм Риторический вопрос Сравнение

Найдите примеры тропов и фигур речи в отрывках из стихотворений А.С.Пушкина. *** Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи – Храни меня, мой талисман. К морю Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Эпитет Олицетворение Сравнение Метафора Повтор

Задания для групп. 1. Охарактеризуйте род и жанр данного стихотворения. 2. С какой целью в стихотворение вводятся обращения? 3. Назовите основные изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворении, и приведите их примеры. 4. Найдите и объясните примеры использования поэтической лексики. 5. С какой целью автор использует светопись? 6. Нарисуйте структурную схему стихотворения, отметив пиррихии. 7. Дайте характеристику рифмам стихотворения. 8. Статическая или динамическая картина представлена в стихотворении? (Свяжите со структурной схемой.) 9. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. 10. Какие чувства вызывает стихотворение? Каково ваше восприятие этого стихотворения? 11. Сформулируйте тему и идею стихотворения?

Домашнее задание Анализ стихотворения оформить в тетради. В помощь: вопросы, материалы урока Материалы в рабочей тетради: стр Записи в тетради