Автор: Сомова Светлана Рудольфовна, учитель литературы и русского языка высшей категории. МОУ «Гимназия 83» города Ижевска.
Поэзия – это мышление образами. Умение увидеть и показать мир с неожиданной стороны, непривычное в привычном. Говорить одновременно о вечности и о своём времени. Искусство внушать чувства и мысли окольным путём помимо прямых значений слов. Умение располагать слова так, чтобы в них одновременно мерцали, просвечивали одно сквозь другое несколько значений. Поэзия – это высшая форма существования языка.
Считают, что поэтом можно назвать того, кто находит новые способы организации смысла в тексте. Кто обладает даром повышенного внимания к внутренней форме слова (сближение корней, выявление заключённой в слове образности). Кто обладает даром чувствовать внешнюю форму слова – его звучание, графику. Все мы находимся во власти родного языка. Но поэт ещё и сам в известном смысле берёт на себя функцию народа: отбирает слова, вводит новые, меняет их значения, правила их соединения.
Один из величайших русских лириков не уставал повторять, что поэзия есть ложь и что поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится. Он утверждал, что поэт – это сумасшедший, никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор. Это мнение никого иного, как А.А.Фета.
Задачи урока. Развивать учебно-познавательную компетенцию. Овладеть приёмами анализа стихотворения путём исследования. Развивать коммуникативные компетенции: умение вести беседу и обсуждение в группе и в классе, умение аргументировать своё мнение.
Поэт обладает даром чувствовать внешнюю форму слова – его звучание, графику. Что такое рифма? Какие способы рифмовки вы знаете? Виды рифм? Что такое стихотворный метр? Какие стихотворные размеры вы знаете? Что вы знаете о безударной стопе? Как называется стопа, когда оба слога ударные? Что достигается этим? Что такое строфа? Какие бывают строфы?
Двусложные стихотворные метры. Хорей. Ямб `_ _ |`_ _ | _ _ |`_ _ |`_ _ `_ _ |`_ _ |`_ _ |`_ _ | _ _`_ | _`_ |`_`_ | _`_ | _ _ _`_ | _`_ | _`_ | _`_ | _
Трёхсложные стихотворные метры. Дактиль Амфибрахий Анапест `_ _ _ |`_ _ _ |`_ _ _ _`_ _ | _`_ _ | _`_ _ _ _`_ | _ _`_ | _ _`_
Рифма и метр. Охарактеризуйте отрывок с точки зрения рифмы и размера. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. `_ _ |`_ _ | _ _ |`_ _ _ _ |`_ _ | _ _ |`_ _ _ |`_ _ | _ _ |`_ _ `_ _ |`_ _ |`_ _ |`_
Вспомним, что мы говорили о поэте и поэзии. Соотнесите некоторые суждения и средства изобразительности и выразительности. Вспомните определения литературоведческих терминов. Искусство внушать чувства и мысли окольным путём помимо прямых значений слов. Умение располагать слова так, чтобы в них одновременно мерцали, просвечивали одно сквозь другое несколько значений. Считают, что поэтом можно назвать того, кто находит новые способы организации смысла в тексте. Метафора Олицетворение Эпитет Повтор Гипербола Градация Параллелизм Риторический вопрос Сравнение
Найдите примеры тропов и фигур речи в отрывках из стихотворений А.С.Пушкина. *** Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в день печали был мне дан. Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи – Храни меня, мой талисман. К морю Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз. Эпитет Олицетворение Сравнение Метафора Повтор
Задания для групп. 1. Охарактеризуйте род и жанр данного стихотворения. 2. С какой целью в стихотворение вводятся обращения? 3. Назовите основные изобразительно-выразительные средства, используемые в стихотворении, и приведите их примеры. 4. Найдите и объясните примеры использования поэтической лексики. 5. С какой целью автор использует светопись? 6. Нарисуйте структурную схему стихотворения, отметив пиррихии. 7. Дайте характеристику рифмам стихотворения. 8. Статическая или динамическая картина представлена в стихотворении? (Свяжите со структурной схемой.) 9. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. 10. Какие чувства вызывает стихотворение? Каково ваше восприятие этого стихотворения? 11. Сформулируйте тему и идею стихотворения?
Домашнее задание Анализ стихотворения оформить в тетради. В помощь: вопросы, материалы урока Материалы в рабочей тетради: стр Записи в тетради