П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБЖ. Практические рекомендации.
Отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.
Обучение - это процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управления ею. Учитель создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной активности.
методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это: 1) словесные (рассказ, беседа, инструктаж); 2) практические (упражнение, тренировка, самоуправление); 3) наглядные (иллюстрирование, показ, предъявление материала).
В ОСПРИЯТИЕ Восприятие делится на несколько видов по количеству анализаторов: зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное. У младших школьников на данном возрастном этапе преобладает зрительное восприятие.
П РИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЖ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ ВОСПРИЯТИЯ Учитывая возможности современных технологий необходимо использовать ИКТ. В частности презентации. Но нужно помнить, что чрезмерное использование презентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, но и снижению интереса школьников к предмету, как таковому. Поэтому при проектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его восприятия. Например: 1. применение графиков и диаграмм, для младших школьников нецелесообразно, напротив яркие образы способствуют более полному восприятию нового материала. 2. Нельзя использовать частые анимационные приемы, они отвлекают обучающего от восприятия главной информации.
С КОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.03 Посторонитесь! Дорогу! Дорогу! Скорая помощь летит на подмогу. Приказ постового: «Стоять! Хода нет! Только для «Скорой» Зеленый свет!» Где-то случилась большая беда, Скорая помощь мчится туда. Успели! Приехали! Вот этот дом. Встречайте машину с красным крестом. Мама в отчаянии, бабушка плачет: Лежит – еле дышит их маленький мальчик. То ли объелся, то ль простудился, А, может быть, чем-нибудь он заразился?!! - Что с ним?! - В истерике папа кричит. - Спокойно! Сейчас разберутся врачи.
П ОЖАРНАЯ ОХРАНА 01 Но пожарные узнали, Где горит, в каком квартале. Командир сигнал даёт, И сейчас же в миг единый Вырываются машины Из распахнутых ворот. Вдаль несутся с гулким звоном. Им в пути помехи нет. И сменяется зелёным Перед ними красный свет. В пять минут автомобили До пожара докатили, Стали строем у ворот, И, раздувшись от натуги, Он забил, как пулемёт. Заклубился дым угарный. Гарью комната полна. На руках Кузьма-пожарный Вынес Лену из окна. Он, Кузьма, пожарный старый, Двадцать лет тушил пожары, Сорок душ от смерти спас, Бился с пламенем не раз. Ничего он не боится, Надевает рукавицы, Смело лезет по стене. Каска светится в огне.
П ОЛИЦИЯ. З ВОНИТЬ ПО ТЕЛЕФОНУ - 01 И день, и ночь полиция не спит, Ведь сутки напролет бушуют страсти. Порядок в обществе ей нужно сохранить! Жизнь, и здоровье, и покой, и успокоить страсти!
В НИМАНИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
О СОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Д ИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ СТИМУЛИРУЮЩИЙ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
О СОБЕННОСТИ ПАМЯТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти, конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.
М ОЗГОВОЙ ШТУРМ «Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще»,
П РОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В практике обучения младших школьников на уроках ОБЖ используют проблемный подход к организации процессов усвоения, называемый проблемным обучением. Сущность его сводится к тому, что на занятии преднамеренно создается ситуация познавательного затруднения - проблемная ситуация, при которой для изучения темы необходимо самостоятельно воспользоваться несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением или комплексом их одновременно.
И ГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ I группа - предметные игры, как манипуляции с предметами. Это может быть жезл работника ГИБДД, фуражка, дорожные знаки, светофор в зависимости от темы вашего урока.
II ГРУППА - ИГРЫ ТВОРЧЕСКИЕ, СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ, В КОТОРЫХ СЮЖЕТ - ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Например, скучная тема «Экстренные службы» становится интересной детям, когда они проигрывают ситуации вызова по телефону соответственной службы, в зависимости от ЧС, разыгрывая диалоги. В процессе обучения на уроках ОБЖ используются интеллектуальные игры типа "Что? Где? Когда?", "Спасатели", "Путешествие и т.д.". Творческие, сюжетно- ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности школьников, их свободной фантазией.
III ГРУППА ИГР, КОТОРАЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ - ЭТО ИГРЫ С ГОТОВЫМИ ПРАВИЛАМИ, ОБЫЧНО НАЗЫВАЕМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИМИ. Это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы, чайнворды лото и т.д.
IV ГРУППА ИГР - СТРОИТЕЛЬНЫЕ, ТРУДОВЫЕ, ПОИСКОВЫЕ, КОНСТРУКТОРСКИЕ, СПАСАТЕЛЬНЫЕ Это строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные. Часто в урок ОБЖ вводят деловую игру. Примером таких являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. Активизация учащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, их устными сообщениями, переживаниями.
V ГРУППА ИГР - ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ - ТРЕНИНГИ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКУЮ СФЕРУ. Это игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Они основаны на соревновании и путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность. На уроках ОБЖ применяются разнообразные конкурсы и соревнования. Одевание противогаза на время, военно-спортивные эстафеты, викторины и т.д.
Г РУППОВАЯ РАБОТА Особенности групповой работы. Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает своё, определенное задание. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы. Состав групп меняется Процесс групповой работы строго регламентирован во времени. Главное – это управляемый и направляемый процесс.
Ц ЕННОСТЬ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ групповая работа заставляет учащегося ставить цели и находить способы достижения этой цели; групповые формы взаимодействия намного прочнее удерживают внимание ученика и его включенность в работу; приучают детей обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища; групповая работа заставляет каждого ребенка высказаться, предварительно выслушав и проанализировав ответы других. То есть, у детей постепенно формируются нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить отношения с другими людьми; в работе группы реализуются воспитательные задачи: воспитание дружбы, коллективизма, ответственности, инициативности, толерантности к другим.
Чтобы сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности детей, необходимо создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат. При разработке уроков обращаю внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, использую дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей, включаю выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников.