Гареева Римма Мунавировна учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 8 г. Можга Удмуртская Республика Чередование гласных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Буквы о-а в корне –раст- // -рос- Проверочная работа по теме «Буквы О – А в корне –лаг- // -лож-
Advertisements

Буквы о-а в корне –раст- // -рос- Проверочная работа по теме «Буквы О – А в корне –лаг- // -лож-
Правописание чередующихся гласных в корне слова 5 класс.
Проверка домашнего задания План лингвистического рассказаПлан лингвистического рассказа 1.Какие гласные чередуются в корне.1.Какие гласные чередуются в.
Словообразование. Состав слова. Буквы о-а в корнях –раст-,-ращ-,-рос.
Правописание корней Лаг - (лож) Раст (рос), ращ А Пишется А (перед Ж) Примеры: полагать разлагать предлагать Пишется О (перед Ж) Примеры: положить предложить.
Буквы О – А в корне -лаг- - -лож-. 5 класс Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ п. Октябрьский» Мамадвалиева Давлятмо Якубовна.
Ч ЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ П РОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Б УКВЫ О – А В КОРНЕ – ЛАГ - // - ЛОЖ -
План урока русского языка в 5 классе на тему: План урока русского языка в 5 классе на тему: «Буквы О – А в корне -РАСТ- - -РОС-» Подготовила и провела.
Чёрные, кривые, от рожденья все немые, А как встанут в ряд, сразу вдруг заговорят. (Буквы) Земля белая, а птицы на неё чёрные. (Бумага и буквы) Какая водица.
Урок русского языка в 5 классе в условиях внедрения ФГОС ООО по теме «Буквы О-А в корне -ЛАГ- – -ЛОЖ-» Разработала учитель русского языка и литературы.
Урок изучения новых знаний по русскому языку в 5 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской с использованием системно- деятельностного подхода.
«Не стыдно не знать, Стыдно не учиться» Стыдно не учиться»
Корни с чередованием. Урок- путешествие. Корнеград.
Прочитайте данные предложения. Найдите в них общее. Найдите второстепенные члены предложения - дополнения. Выделите корни в словах, являющихся дополнениями.
Перед какими согласными пишется гласная А? -Р СТ- -Р СТ- -Р Щ- -Р Щ- -Р С- -Р С-
Буквы а и о в корнях -лаг- - - лож-. УКАЖИТЕ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ Повеет ласковый вездеход.
Тема: Как прекрасен этот мир (Правописание гласных а-о в корнях с чередованием -раст-// -ращ-//-рос-) Цель: изучить правило правописания чередующихся гласных.
Излагать, коснуться, коса, росток Прочитайте слова, выделите корни, найдите лишнее слово. Аргументируйте свой ответ.
Урок русского языка в 5-ом классе Презентацию выполнила Л.Д. Михальчик, учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ 126» г.Барнаул, Алтайский край 2010.
Транксрипт:

Гареева Римма Мунавировна учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 8 г. Можга Удмуртская Республика Чередование гласных

Р_стущий, прор_стающий, пр_старейший. Р_скошный, р_сетих, возр_устной. Сл_жжжжжжжжжжение, пол_кается, насл_жжжжжжжжжжение. о а а о а а о а а

Чередование гласных а – о в корнях слов Буквы а – о в корне - - лаг- - - лож- - раст - (- ращ-) - -рос -

Цели: 1. Грамотно писать корни с чередованием. 2. Тренироваться в применении правила 3. Систематизировать знания по теме. 4. Использовать в своей речи корни с чередованием.

ОА сл_жжжжжжжжжжение прил_гать усилия выр_сетихли изл_жжжжжжжжжжение прор_сетих выр_щенный ул_жить из_гать отр_соль вр_сил р_сточек о,,,,,,,,,, о о о о а а а а а а зар_сил, о Слова для справок:

С СТОВ И С Т СЛЬ А СТОВЩИК Т О К 1Р1Р 2Р2Р 3О3О 4Р4Р 5Р5Р о о а о о

Прочитайте несколько раз скороговорку, объясните правописание слов Прор_сил р_сутки, повар_сил, да ростом р_сутки не выр_сил. о о о о о

Пос_дили бер_южные руки р_сточек в землю и начала из него р_сетих вишенка: р_зла подр_стала и выр_зла в пышное дер_все. а е о, а а о о е,

Определение понятий, замените одним словом. 1. Частый кустарник, которым заросло какое – либо место. 2. Молодой лес, побеги растений от корней. 3. Стать ветвистее, гуще, больше. 4. Устроиться где – нибудь на отдых. 5. Сообщать свои мысил. 6. Несколько вырасетих, стать старше.

Запись пословиц с последующей взаимопроверкой 1.Р_рачтения тянутся к свету, а народы к миру. 2. Сломить дерево – секунда, а выр_сетихть – годы. 3. И камень лёжа мхом обр_стает. 4. Не беречь пор_сил – не видать и дерева. 5. Не сиди сл_жа руки – так и не будет скуки. 6. Где сосна взр_зла, там она и красна. а а а о о о

Составьте словосочетания по картинке с корнем –раст- // -рос-//-ращ-

Используя данные слова с чередующимися гласными, составьте связный текст, ответив на вопрос: «Где же правда?» Вчера мама сказала: «Как же ты быстро р_стёшь, сынок! Вот уже выр_с из своей куртки». А сегодня мама вздохнула: «Как ты медленно р_стёшь, сынок! Соседу мячом стекло выбил, все р_рачтения с подоконника сбил. Я думала, что ты уже выр_с». а о а а о

Упражнение 132. Записать слова в 3 колонки: ао– НАРАЩЕНИЕ ПРЕДЛАГАТЬ ПРОИЗРАСТАЮЩИЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ЗАРОСЛИ ВЛОЖИТЬ РОСТОВ ПОЛОЖЕНИЕ ТРАВА – ТРАВЫ СТОРОНА – СТОРОНЫ СТОРОНКА КОРМИТЬ - КОРМ РОСИСТЫЙ - РОСЫ УВЛАЖНЯТЬ - ВЛАЖНЫЙ ПОЛОСАТЫЙ – ПОЛОСЫ - ПОЛОСКА

Вопрос 1 В каком слове пишется буква А? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 сл_жжжжжжжжжжение 2 пор_соль 3 зар_стать 4 предл_жить 1 прил_жжжжжжжжжжение 2 подр_сил 3 предл_жжжжжжжжжжение 4 р_сетихтельность

Вопрос 2 В каком слове пишется буква О? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 прор_стать 2 отр_с левой 3 разр_стались 4 предпол_жить 1 предл_гать 2 сл_гае мое 3 р_сток 4 возр_ст

Вопрос 3 В каком ряду в обоих словах пишется буква А? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 возр_ст, зар_сил 2 отр_с левой, ср_щение 3 подр_стал, Р_сетихзлав 4 ср_силсь, выр_сшей 1 водор_сил, р_сточек 2 возлее_гать, нар_станице 3 нар_сил, отл_жить 4 ул_жить, пол_жить

Вопрос 4 Укажите слово с чередующейся гласной в корне? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 пор_трескаться 2 пор_стрясшей 3 пор_сетих 4 р_сетихрать 1 повар_ееесолить 2 зар_сил 3 р_са 4 пор_трескаться

Вопрос 5 Укажите неправильное написание слов. ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 заросил 2 предположжжжжжжжжжение 3 росток 4 подрастать 1 прилагать 2 водоросил 3 уложить 4 выросетихть

Вопрос В каком слове пишется буква А? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 сл_жжжжжжжжжжение 2 пор_соль 3 зар_стать 4 предл_жить 1 прил_жжжжжжжжжжение 2 подр_сил 3 предл_жжжжжжжжжжение 4 р_сетихтельность

Вопрос В каком слове пишется буква О? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1 прор_стать 2 отр_с левой 3 разр_стались 4 предпол_жить 1 предл_гать 2 сл_гае мое 3 р_сток 4 возр_ст

Вопрос 3 В каком ряду в обоих словах пишется буква А? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ возр_ст, зар_сил 2 отр_с левой, ср_щение 3 подр_стал, Р_сетихзлав 4 ср_силсь, выр_сшей 1 водор_сил, р_сточек 2 возлее_гать, нар_станице 3 нар_сил, отл_жить 4 ул_жить, пол_жить

Вопрос 4 Укажите слово с чередующейся гласной в корне? ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ пор_трескаться 2 пор_стрясшей 3 пор_сетих 4 р_сетихрать 1 повар_ееесолить 2 зар_сил 3 р_са 4 бл_огородный

Вопрос 5 Укажите неправильное написание слов. ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ заросил 2 предположжжжжжжжжжение 3 росток 4 подрастать 1 прилагать 2 водоросил 3 уложить 4 выросетихть

Оценка «5» - 5 «4» - 4 «3» - 3

Проверим себя Какую орфограмму повторили? От чего зависит выбор гласных в корне – раст- рос – ращ-? В чём сходство между правилами о правописании корней – раст - // -рос-//- ращ- и –лаг- // -лож- ? Что вызвало затруднения? Над чем ещё надо поработать?

Домашняя работа п.12 Упражнение 134 или сочинить сказку, используя слова с чередованием

Ростов

Росетихзлав

Отрасоль – отдельная область деятельносетих, науки, производства

Росток – стебель рарачтения в самом начале развития из семени

Ростовщик - тот, кто дает деньги в рост, в долг, под большие проценты

Проверочная работа по теме «Буквы О – А в корне –лаг- // -лож Капинос В. И., Пучкова Л. И, Татур А. О. «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс». – М.: «Интеллект – Центр», Павлова Т. И., Гунина Л.Н. Практика формирования лигвисетихческих знаний в 5 -8 классах: учебное пособие – Ростов н/Д: Легион, 2012