В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания собирали съедобные растения, плоды. С возрастом. степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки приобретали необходимые жизненные. и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек.
Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом
Девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.
-Это были римские и греческие школы. В Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю- профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.
До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.
С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 1314 лет -они учились в школе грамматиста и кифариста. В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 1314 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
Позднее великий греческий учёный Платон был первым учителем, который организовал обучение всех учеников в одном месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3-4 года.
Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал её лицеем. Аристотель считал, что главное для маленьких питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки С 5 лет родители должны готовить их к школе. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.
Ни одна из этих школ не были похожи на современные. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции и проводили занятия.
Позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были похожи на современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых учеников секли розгами.
Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом. По дошедшим до нас отрывкам его многочисленных сочинений можно видеть, что Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству,.. Первый энциклопедический ум среди греков - так назвал его К. Маркс.
В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию.
Первые школы в Москве, как и везде в Древней Руси, открывались при монастырях. В них преподавались славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. Понятия о точных и естественных науках были минимальны. Книги писались монахами. История Руси изучалась по летописям Нестора.
В процессе занятий с каждым учеником в отдельности учитель не мог заниматься более чем с 68 учениками.
Со временем в древнерусском языке рядом с понятием «книжное учение» от глагола «учить» стал складываться более удобный термин «училище», «учило», «учельня» «всякое заведение для обучения чему-либо, школа».