Раздаточный материал к уроку «Дело моё – душа человеческая». (Н.В.Гоголь о «живых» и «мёртвых» душах в поэме «Мертвые души»). МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С.Баймагамбетова» Автор: учитель русского языка и литературы Солопова Галина Викторовна "Мой университет" - amour.ru
1 ЭТАП. ИНИЦИАЦИЯ
МАТРЁШКА
2 ЭТАП. ВХОЖДЕНИЕ ИЛИ ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ.
МОЗАИКА жив Бог - жива душа моя живое слово дороже мертвой буквы живая неудача лучше мертвого шедевра. в русском слове выразился сам самородок - живой и бойкий русский ум кто находится между живыми, тому есть еще надежда, т.к. и псу живому лучше, чем мертвому псу
3 ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ОЖИДАНИЙ И ОПАСЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
«ЖИВАЯ» и «МЁРТВАЯ» ВОДА
4 ЭТАП. ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ.
МБОУ «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова» «Дело моё – душа человеческая». (Н.В.Гоголь о «живых» и «мёртвых» душах в поэме «Мертвые души»). (Презентация к интерактивной лекции) Автор: Солопова Галина Викторовна "
Манилов Проматывают деньги – Мертвые души Ноздрев
Собакевич Стяжатели, наполняют желудок пищей, наполняют мешки – мертвая душа Коробочка
Плюшкин До какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек – душа мертва, нет души.
Позади мертвых душ, души живые. А. Герцен
Истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народном. В.Г. Белинский
Любовь к Родине, народу, выразились у Гоголя в образе тройки, несущейся вперёд и олицетворяющей мощь и могучие силы России. Автор задумывается о будущем страны, смотрит вперёд и не видит его, но, как истинный патриот, верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Коробочек и Плюшкин, что Россию ждёт светлое будущее. Тема России
Тема дороги вторая важнейшая тема «Мертвых душ», связанная с темой России. Дорога образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста.» О моя юность! О моя совесть! Тема Дороги
Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идёт развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх, тройка! Птица-тройка кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться…» В этих словах содержится положительный идеал автора – противопоставление России народной России помещичьей. Символичность образа дороги
КЛАСТЕР. ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ.
5 ЭТАП. РАЗМИНКА. МОЯ ШКОЛА.
6 ЭТАП. ПРОРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ. ПУТИ И ПЕРЕПУТЬЯ.
ЛИСТЫ С КЛЮЧЕВЫМИ ВОПРОСАМИ Есть ли души живые в произведении? В чем, по мнению Гоголя, состоит истинная национальность? Какой видел писатель Россию и что было для него значимо? Какие качества русского человека присущи капитану Копейкину? Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь?
Стихотворение «Русь живая» (продукт деятельности четвёртой группы). Я вижу Родину свою, Смотрю и не пойму, Как может злоба «мёртвых» душ Охватывать страну? Как эта злоба и порок Склоняют Русь у своих ног? Как, повинуясь, русский люд Страданья терпит от господ? И терпит боль. К чему же всё? Достойные творят добро! За мёртвыми идут живые. Быть может, мы как раз такие. Мы видим Русь свою живой, Вперёд идущей, молодой.
7 ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ. РАЗНОЦВЕТНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.