Модель участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно - управленческих механизмов
Формирование общественного заказа Образовательный заказ Образовательная программа школы ( продукт коллективной деятельности школы) Гражданский заказ Государственный заказ Образовательное учреждение Условия: должен быть диалог между заказчиком и исполнителем; сформированность нормативно-правовой базы.
«Государственная политика в области образования основывается на принципах демократического, государственно-общественного характера управления образованием». ( ФЗ «Об образовании»,гл.1, ст.2,п.6 )
О с н о в а н и я Гражданские институты как представители интересов налогоплательщиков должны выступить внешним экспертом результативности модернизации образования. Через участие в контроле и оценке качества, через публичную отчетность ими должны быть получены объективные свидетельства улучшения работы школ и педагогов, свидетельства эффективности инвестиций в образование.
О с н о в а н и я В рамках комплексной модернизации образования должны сложиться такие механизмы, которые стимулируют не традиционное качество образования, стандарты которого задавались внутри системы образования и не претерпели существенных изменений за последние десятилетия, а новое качество образования, востребованное в современном обществе, соответствующее ожиданиям и запросу потребителей образовательных услуг – так называемому гражданскому (общественному) заказу.
Расширение общественного участия в управлении образованием Создание механизмов участия гражданских институтов в реализации финансово- экономических и организационно- управленческих механизмов стимулирования качества работы педагогов и школ через создание органов государственно-общественного управления, наделенных полномочиями по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда, введение публичной отчетности образовательных учреждений, обеспечение участия общественности в процедурах лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
Направления участия гражданских институтов
Направление участияПолномочие Совета участие в определении предмета стимулирования, т.е. оформление гражданского заказа на результативность и качество образования; утверждает образовательную программу образовательного учреждения; утверждает программу развития образовательного учреждения; участвует в разработке и согласовывает локальные акты общеобразовательного учреждения, устанавливающие виды, размеры, условия и порядок произведения выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательного учреждения, показатели и критерии оценки качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения
Направление участия Полномочие Совета участие в определении оснований для стимулирова- ния, т.е. осуществление контроля практической реализации гражданского заказа участвует в оценке качества и результативности труда работников общеобразовательного учреждения; обеспечивает участие представителей общественности в процедурах общественного наблюдения, общественной экспертизы, аттестации; участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад общеобразовательного учреждения
Направление участия Полномочие Совета участие в определении, формировании и контроле за использованием ресурсной базы стимулирования, т.е. участие в формировании «бюджета стимулирования» и контроле за его исполнением согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования; утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования.
Риски: Чтобы органы ГОУ не оказались формальными, карманными, декоративными, которые не пускают к управлению, которые окажутся недостаточно компетентными, необходимо обязательное обучение общественных управляющих