Чередование букв И-Е в корнях слов. 5 класс.
Вставьте в слова пропущенные буквы. Выр..стать на окне Морские водой..если Ул..жить вещи Имя прил..гательное Соб..раю коллекцию Выт..треть посуду Объясните свой выбор Почему последние два словосочетания вызвали трудности? Поставьте цель нашего урока.
Цели урока. 1. Узнать о чередованиях гласных Е- И в корнях слов. 2. Выработать способ действия при выборе орфограммы Е-И.
Посмотрите на эти слова, найдите закономерности. Выберу-выбираю Вычесть – вычитаю Заметреть – замираю Застелю- застилаю Обжечь-обжигаю Отпетреть – отпираю 1. В какой морфеме находится новая орфограмма? 2. Что вы заметили?
Правило оеслика Оеслик говорит: И-а! Так и ты пиши в словах: Соберу, но собирал, Заметреть, но замирал, Затетреть, но затирал, Запетреть, но запирал, Расстелить, но растилал, Разжечь, но разжигал, Забрестеть, но заблистал, Выдеру, но выдирал. На приставку не гляди, Крики оеслика ищи.
Собираю (несов. вид) – соберу (сов. вид) Расстилаю (несов.вид) – растелю (сов.вид) Вытираю (несов.вид) – вытерла (сов.вид) Еесли глагол несовершенного вида – пишем в нём И. Еесли глагол совершенного вида – пишем в нём Е Обратите внимание на вид следующих глаголов.
Опорный конспект. … И…А [ть] (несов.вид) // …Е…(…) [ть] (сов.вид) Например: натирает (несов.вид) // натетреть (сов.вид) -бер-//-бира- -дер-//-дира- -стел-//-стила- -мер-//-мира- -жег-//-жига- -пер-//-пира- -брест-//-блиста- -тер-//-тира-
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы. Соб..ру коллекцию нат..раю паркет ддуб..ру в комнате изб..рать президента зап..раю дверь соб..артель марок раст..лать постель зам..треть от страха выж..гание по дереву
Ключ к работе. Соб Еру коллекцию нат Ираю паркет ддуб Еру в комнате изб Ирать президента зап Ираю дверь соб Иартель марок раст Илать постель зам Етреть от страха выж Игание по дереву
Критерии оценивания работы. 5 – ошибок нет. 4 – 1, 2 ошибки. 3 – 3,4 ошибки. 2 – больше 4-х ошибок.