Основная Основная общеобразовательная школа 12
Ключевые компетентности как способности человека решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.
Компетентностный подход как условие качества образования
« Образование – это то, что остается после того, как все выученное забудется» Макс Теодор Феликс фон Лауэ, физик, лауреат Нобелевской премии
Управленческий проект « Читательская компетентность как условие качества образования »
Национальная программа поддержки и развития чтения Читательская компетентность – совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
В России низких результатов много, а высоких – мало… - Нет никакой учебной самостоятельности. - Учебная самостоятельность достаточна для продолжения образования. - Средний уровень достижений наших школьников.
низких результатов становится больше, а высоких – меньше…
Шкалы оценки читательской компетентности Вычитывание информации из текста 451 (49) Интерпретация прочитанного 468 (33) Размышления и оценка прочитанного 455 (47)
Высший уровень читательской компетентности: Объемные тексты. Информация, необходимая для решения задачи, не лежит на поверхности. Элементы информации сообщаются не в нужном вам порядке. Часть информации сообщается не словами, а в виде графиков, рисунков, карт…
Высший уровень читательской компетентности: Информация противоречива, требует критической оценки. Читатель должен сам строить гипотезы на основе специальных знаний, излагаемых в тексте. Читателя приходится работать с точками зрения, которые не согласуются с его житейскими представлениями и здравым смыслом.
Идея проекта Повышение культуры текстовой деятельности и чтения Улучшение качества учения школьника Формирование коммуникативной компетентности Обеспечение успеха в профессии и в жизнедеятельности
Цель проекта: выстроить и опробовать систему деятельности педагогического коллектива по формированию читательской компетентности учащихся.
Задачи проекта: 1. Развитие механизмов формирования понимания всеми участниками образовательного процесса значения читательской компетентности для жизненной успешности выпускников школы. 2. Совершенствование профессионализма педагогов по вопросу «Система работы по формированию читательской компетентности учащихся в образовательном процессе». 3. Выстраивание системы оценки читательской компетентности учащихся школы на основе шкал оценки и форм самооценки. 4. Установление степени влияния выстроенной системы формирования читательской компетентности на успешность учебной деятельности учащихся.
Методы реализации проекта - апробация и адаптация европейского и российского опыта формирования читательской компетентности (опыт по созданию моделей «школ, где процветает грамотность) к условиям школы; - коллективный анализ проблем, возникающих при подготовке и реализации проекта, выявление путей их разрешения; - педагогический мониторинг.
Подготовительный этап Разработка проекта. Осмысление имеющегося педагогического опыта по реализации компетентностного подхода. Проведение мероприятий по подготовке субъектов образовательного процесса к реализации поставленных целей и задач. Формирование системы управления изменениями.
Организационно – содержательные условия Педагогический совет Деятельность методического совета Координация деятельности специалистов и структурных подразделений школы Разработка и реализация семинара – практикума для педагогов «Технология обучения чтению и работе с информацией» Организация разработки контрольно – измерительных материалов по оценке сформированности читательской компетентности учащихся
Организационно – содержательные условия Методический совет Деятельность ШМО классных руководителей Разработка и реализация плана повышения читательской квалификации родителей «Семейное чтение» Организация работы с «Портфолио» учащихся
Организационно – содержательные условия Методический совет Деятельность психолога и логопеда Разработка реализации плана семинара – практикума для родителей и педагогов « Психология чтения»
Организационно – содержательные условия Методический совет Деятельность учителя информатики Определение условий для гармонизации экранного чтения
Организационно – содержательные условия Методический совет Деятельность библиотекаря Разработка и реализация плана работы с родителями и учащимися «Популяризация чтения»
Организационно – содержательные условия Методический совет Деятельность органов ученического самоуправления Определение форм работы для обеспечения информационно – интеллектуальной деятельности учащихся
Организационно – содержательные условия Метод. совет Деятельность ШМО учителей – предметников Отработка технологии продуктивного чтения, методик смыслового анализа и синтеза содержания текстов.
Читательский интерес Положительное отношение к самой читательской деятельности (люблю читать); Заинтересованность конкретными книгами (хочу читать эти книги); Увлечение самим процессом чтения (не могу оторваться от книги); Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой (хочу, чтобы другие узнали про эту книгу).
Методические условия Метод. совет Организация курсовой подготовки по вопросам читательской компетентности и информационной культуры педагогов. Интерактивный практикум. Обучение на опыте других: взаимопосещение занятий; - мастер – класс; -копилка методических идей и находок.
Контрольно – оценочные условия Ожидаемый результат Форма получения информации о достижении результата Где будет представлена информация Учителя, родители, учащиеся понимают значимость, смотивированы на развитие читательской компетентности как условия повышения качества образования Опрос родителей, учащихся, педагогов. Публичный доклад. День открытых дверей школы. Педагогический совет. Совет школы. Информация на школьном сайте. Педагоги реализуют методы и приемы развития читательской компетентности в учебном - воспитательном процессе. Взаимопосещение и взаимооценка педагогами занятий. Анализ педагогических чтений. Сформирована система оценки и самооценки результата образования учащихся, основанная на анализе уровня сформированности читательской компетентности. Анализ соответствия КИМ показателям шкалы оценки читательской компетентности теста ПИЗА. Выпускнику школы обеспечена целостная система знаний, умений, навыков, развитости и воспитанности в соответствии с нормативными требованиями. Промежуточная и итоговая аттестация учащихся. Результаты участия в Фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Диагностика читательской компетентности учащихся и педагогов.
Спасибо за внимание!