Интересные морфемы Подготовила Панкина Н.Н,, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7, г.Сургут, ХМАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интересные морфемы Подготовила Асташкина Н.Г., учитель русского языка и литературы МБУ СОШ 85, г.о. Тольятти.
Advertisements

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Выполнила Лоханова Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 1» г. Балаково Саратовской области г. Балаково Саратовской.
Правописание приставок на –з / с -. Задачи урока: закрепить умения и навыки нахождения в слове приставки и ее правильного правописания; развивать орфографическую.
Тема урока: «Правописание приставок на –з / с –».
МОРФЕМИКАМОРФЕМИКА ПРИСТАВКИ. Морфемика (греч. morphe – форма) – это учение о минимальных значимых структурных частях слова и его форм, т.е. это учение.
Приставки на –з (-с). В приставках Без-(Бес-) Воз-(Вос-) Вз-(Вс-) Из-(Ис-) Низ-(Нис-) Раз-(Рас-) Роз-(Рос-) Через-(Черес-) Чрез-(Чрес-)
Словообразование Словообразование Орфография. Орфограммы в морфемах Корень Корень Суффикс Суффикс Окончание Окончание Приставка Приставка.
Презентация по русскому языку на тему: ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Лобанова Екатерина Алексеевна МБОУ «СОШ 60» Г. Набережные Челны.
Русский язык Буквы З и С на конце приставок 5 класс МОУ СОШ 7 Учитель русского языка и литературы Литвинова Н.А.
Буквы –з и –с на конце приставок Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ «Георгиевская СОШ»Острокостова Надежда Ивановна.
1.Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: Об-: обмерить – обтесать От-: отбить – отпить Над-:
Правописание корней Лаг - (лож) Раст (рос), ращ А Пишется А (перед Ж) Примеры: полагать разлагать предлагать Пишется О (перед Ж) Примеры: положить предложить.
Нарушители главного правила (приставки второй группы) Приставки на З-, С-
НР МОУ «ЛЕМПИНСКАЯ СОШ» СМУТКОВСКАЯ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ.
Работу выполнила Лоханова Е.В. Лицей 1 г.Балаково.
«Не стыдно не знать, Стыдно не учиться» Стыдно не учиться»
Правописание чередующихся гласных в корне слова 5 класс.
Проверка домашнего задания План лингвистического рассказаПлан лингвистического рассказа 1.Какие гласные чередуются в корне.1.Какие гласные чередуются в.
Урок русского языка 2 класс Учитель: Киданова М.Н.
Тема: «Группы корней с чередованиями» АВТОР: учитель русского и литературы ГОУ СОШ 367 Богданова Наталья ВасильевнаАВТОР: учитель русского и литературы.
Транксрипт:

Интересные морфемы Подготовила Панкина Н.Н,, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7, г.Сургут, ХМАО

Суффиксы: Иногда они звенят, как колокольчики:-оньк-, -еньк-, -знь-! Иногда словно стучат каблучками: -ек-. -ик-. - чик-, -ник-! Иногда поют, как птички: -чив-. -лив-, -чив-, - лив-! А бывает, будто просят о чем- то: и..., льи...

Роль приставки? Возьмем слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой это вам не списать у кого- нибудь! И все это благодаря, приставкам!

Роль суффикса? Захотим- и деревьев станет меньше!(лесок) А вот уже и нет никаких деревьев! Зато вот оно- сказочное существо, доброе, волшебное!(лесовик) А вот и человек, который охраняет лес!(лесник) И все эти превращения совершили мы, суффиксы!

Состав слова: КОРЕНЬ: В корне- смысл, но не весь. Главный, но неполный. ПРИСТАВКА: Потому приставка есть- Смысл она дополнит! СУФФИКС: Рад я в этом ей помочь, После корня стать не прочь! Ну и что ж, что после корня,- Все равно я всех проворней!

Кроссворд «Горка»

Приставки на З и С. Живут на свете, людям помогая, Приставки ВОЗ-, ИЗ-, ЧЕРЕЗ-, РАЗ-, и БЕЗ-, Но если звук глухой согласный их встречает, Мы пишем их лишь только с буквой «ЭС». Глухие звуки- это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они мечтают звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. Ты запомни, что приставки РАЗ-, ИЗ-. НИЗ-, БЕЗ-, и ЧЕРЕЗ- Перед согласными глухими Всегда меняют З на С.

Приставки на З и С: Ученик, тебе задание: Как напишешь слово ЗДАНИЕ? Все учти, продумай, взвесь. Не свихнись на слове ЗДЕСЬ, Помни все условия, Чтоб писать ЗДОРОВЬЕ. Чтобы смысл не повредить, З нельзя в них отделить....здесь,...здоровье,...дание Лишены содержания. Верните З, и снова Заговорят три слова.

Корни с чередованием. Уж особое создание Корни с чередованием! Чтобы правильно писать, Правила должны мы знать! -ЛАГ_ и -ЛОЖ- сказали ясно: «С этим мы вполне согласны. Если суффикс А за корнем Пиши букву А спокойно!» Корни -РАСТ- и –РОС Встали во весь рост И сказали: «Букву А Пишем, ребята, не всегда. Если вслед за корнем СТ или Щ, ТО писать, запомни, Нужно букву А. Но, к большому сожаленью, Существуют исключения: РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил, РОСТИСЛАВОМ звали, Он РОСТОК себе купил Где-то на вокзале.

Тему с вами повторили, Знания ваши закрепили! И закончим с вами тонкой Замудреной головоломкой!

Головоломка По ДержСво АнНик ЙКажд ВНикЕ Ать РядУч ЕвОбяз Ый ДнКЕ

Источники информации и картинок: 1) Поурочные планы «Уроки русского языка в 5 классе»: методическое пособие/Автор-составитель Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, ) «Занимательный русский язык»: пособие для учителя и учащихся/ Г.А. Александрова. – СП.: Тригон, ) «Секреты орфографии»: пособие для учителя и учащихся/ Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение,2001 4) 5) www. liveinternet.ru 6)