Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Основными ключевыми факторами, которые должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии, являются следующие: Состояние отрасли и позиция фирмы в отрасли Состояние отрасли и позиция фирмы в отрасли Цели фирмы Цели фирмы Интересы и отношение высшего руководства Интересы и отношение высшего руководства Финансовые ресурсы фирмы Финансовые ресурсы фирмы Квалификация работников Квалификация работников Обязательства фирмы Обязательства фирмы Степень зависимости от внешней среды Степень зависимости от внешней среды Временной фактор Временной фактор
1. Сокращение расходов 2. Диверсификация 3. Сокращение 4. Ликвидация 1. Сокращение расходов 2. Диверсификация 3. Сокращение 4. Ликвидация 1. Пересмотр стратегий концентрации 2. Горизонтальная интеграция или слияние 3. Сокращение 4. Ликвидация 1. Пересмотр стратегий концентрации 2. Горизонтальная интеграция или слияние 3. Сокращение 4. Ликвидация 1. Концентрация 2. Вертикальная интеграция 3. Центрированная диверсификация 1. Концентрация 2. Вертикальная интеграция 3. Центрированная диверсификация 1. Центрированная диверсификация 2. Конгломеративная диверсификация 3. Совместное предприятие в новой области 1. Центрированная диверсификация 2. Конгломеративная диверсификация 3. Совместное предприятие в новой области IIIКВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ II КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ IКВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ IV КВАДРАНТ СТРАТЕГИЙ Слабая конкурентная позиция Сильная конкурентная позиция Медленный рост рынка Быстрый рост рынка
Факторы, обуславливающие выбор стратегии диверсифицированного роста: рынки для осуществляемого бизнеса оказываются в состоянии насыщения либо же сокращения спроса на продукт вследствие того, что продукт находится на стадии умирания; текущий бизнес дает превышающее потребности поступление денег, которые могут быть прибыльно вложены в другие сферы бизнеса; новый бизнес может вызвать синергический эффект, например, за счет лучшего использования оборудования, комплектующих изделий, сырья и т.п.; антимонопольное регулирование не разрешает дальнейшего расширения бизнеса в рамках данной отрасли; могут быть сокращены потери от налогов; может быть облегчен выход на мировые рынки; могут быть привлечены новые квалифицированные служащие либо же лучше использован потенциал имеющихся менеджеров.